Читать как писатель: для тех, кто любит книги, и тех, кто хочет их писать Спринт книги Франсин Проуз Reading Like a Writer
О чем эта книга?
Если кратко — о том, как научиться писать, изучая произведения других авторов и их приемы.Можно ли научиться писать книги? Если у человека нет любви к слову и дара рассказчика, то вряд ли. Но если у него есть и то и другое, и он хочет отточить мастерство, то учиться нужно у писателей. Все писатели учились у своих предшественников. Овидий помогает изучить размер стиха, Гомер обучает построению сюжета, Аристофан — принципам создания комедии. У Монтеня можно научиться оттачиванию стиля. Умершие гениальные писатели — лучшие учителя. От них не услышишь критики, при этом они мудры и щедро делятся мастерством.
Писатели, как начинающие, так и состоявшиеся, читают других не только ради удовольствия. Они анализируют тексты, обращают внимание на стиль, построение предложений и передачу информации. Им интересно с профессиональной точки зрения, как автор выстраивает сюжет, показывает характер персонажей, применяет детали и диалоги. Они читают внимательно, обдумывая каждое слово и предложение. Получая наслаждение от хорошей прозы, писатели в то же время используют ее как учебник творчества.
В своей книге известная писательница и преподаватель литературного мастерства Франсин Проуз объясняет, как писатели учатся тому, чему, казалось бы, в принципе научить нельзя. Конечно, они не только читают или пытаются копировать других: практика, упорный труд, пробы и ошибки, успехи и неудачи. Но начинать нужно именно с внимательного чтения, чтобы осознать значение каждого слова, фразы, знака препинания или абзаца.
Чем больше человек читает, чем легче открывает для себя новые способы чтения и новое восприятие. Неопытный читатель в первую очередь хочет знать, чем кончится история. Но потом ему требуется дополнительная информация, он хочет понять основную идею, ищет правду и красоту. Он может бегло просмотреть книгу, пропустить фрагменты, отложить, а потом перечитать более внимательно. Многие любят возвращаться к прочитанной книге спустя годы, чтобы проверить, как она будет восприниматься с учетом времени и возраста.
Изучение языка писателей — такой же навык, как нотная грамота для музыканта. Можно просто получать удовольствие от хорошо написанной книги, а можно заразиться желанием самому написать что-нибудь подобное. Многие изучают иностранные языки, пытаясь прочесть любимую книгу в подлиннике, и это тоже обогащает работу со словом.
Книги могут подтолкнуть к размышлениям над эстетической или философской проблемой, подсказать новый подход к художественной литературе. О том, как художественные произведения помогают учиться и творить, у автора есть несколько идей.
Идея № 1. Слова и предложения для писателя так же важны, как для музыканта — нотная грамота
Проуз упоминает, что при работе над собственными книгами она ориентировалась на любимых писателей. Не подражала им, а пыталась понять, одобряют они ее или нет. Они давали ей пищу для размышлений, она представляла, как они кивают в знак одобрения или, наоборот, хмурятся. От других писателей она часто слышала, что они ориентируются не столько на будущих читателей, сколько на своих литературных кумиров. Надежда Мандельштам в своих мемуарах описывает, как Анна Ахматова всегда интересовалась образом жизни своих любимых поэтов и их отношениями с другими людьми. Китс и Шелли были для нее живыми людьми, затем она перенесла все свое восхищение на Пушкина и, как детектив, исследовала психологические мотивы женщин, которые его окружали и нравились ему. Это очень