Как разум управляет настроением Спринт бестселлера Денниса Гринбергера и Кристин Падески «Разум рулит настроением»
О чем эта книга?
Если кратко — о том, как мысли влияют на чувства, как научиться менять ход своих мыслей, и о стратегиях, которые помогают управлять эмоциями.В своей книге «Разум рулит настроением» клинические психологи Деннис Гринбергер и Кристин Падески рассказывают о стратегиях, техниках и основных идеях когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), которая зарекомендовала себя как эффективный способ лечения расстройств настроения, при депрессии, тревоге, стрессах, сниженной самооценке и иных проблемах.
Термин «когнитивная» относится к тому, как и о чем мы думаем, эта терапия предполагает исследование мыслей, связанных с нашим настроением, физическими ощущениями и событиями нашей жизни. Одно из важнейших положений когнитивно-поведенческой терапии заключается в том, что наши мысли заметно влияют на наши эмоции, поведение и физическое состояние. Сознательно направляя и изменяя свои мысли, мы можем влиять на свое настроение и ощущения.
О том, как это сделать, у авторов есть несколько важных идей.
Идея № 1. У каждой проблемы пять составляющих
Любую жизненную ситуацию, вызывающую негативные эмоции, авторы советуют раскладывать на пять элементов:
- внешние факторы;
- физические реакции;
- настроение;
- поведение;
- мысли.
Каждая из пяти частей находится во взаимодействии с остальными, поэтому когда вы влияете на одну часть, это отражается на других четырех.
Один из героев книги, пожилой Бен, которого все перестало интересовать, проанализировав свою ситуацию, смог увидеть, как внешние факторы (болезнь жены и смерть друга) привели к изменению поведения (прекращению регулярных встреч с друзьями) и появлению депрессивных мыслей («Все дорогие мне люди умирают», «Я никому больше не нужен»). Изменилось его эмоциональное состояние (стало больше раздражения и грусти) и физическое (усталость, проблемы со сном).
При анализе собственных проблем выпишите, что относится к каждой из пяти зон (внешним факторам, физическим реакциям, настроению, поведению, мыслям) и подумайте о взаимосвязях между областями, о том, как изменения