Скрытый потенциал: наука о достижении большего Спринт бестселлера Адама Гранта Hidden Potential
О чем эта книга?
Если кратко — о том, как открыть в себе таланты и о способах, с помощью которых мы можем превзойти собственные ожидания.Часто мы не подозреваем о наших скрытых возможностях и считаем, что талант — некое врожденное качество, и если уж его нет, то ничего не поделаешь. Организационный психолог Адам Грант уверен, что можно добиться впечатляющих результатов, не будучи вундеркиндом. Каждый может достичь большего, если раскроет свой потенциал.
Автор ссылается на исследование истоков таланта, в ходе которых были проведены углубленные интервью со 120 всемирно известными скульпторами, композиторами, художниками, пианистами, учеными и спортсменами. Помимо этого, были взяты интервью у их родителей, учителей и тренеров. Выяснилось, что почти никто из этих успешных людей не был вундеркиндом. Ни один из скульпторов не отличался в школе особыми художественными способностями. Среди пианистов лишь несколько человек в детстве выигрывали конкурсы исполнителей до 9 лет, а остальные казались одаренными разве что на фоне тех, кто вообще не умел играть. Будущие математики и неврологи учились в школе хорошо, но не более того. Никто из прославленных пловцов не устанавливал в детстве рекорды, не выигрывал крупные соревнования. У всех этих людей не было особых талантов, но была мотивация, привитая тренерами и учителями, которые превратили обучение в увлекательный процесс.
Иногда мы путаем различия в природных способностях с различиями в возможностях и мотивации. Мы обращаем внимание на заметные способности, которые сразу видны. Мир без ума от врожденных талантов, которые выделяются среди прочих, но бывает и так, что преуспевшие в чем-то люди изначально не выказывали особых дарований, их потенциал оставался скрытым до поры до времени. Если у человека будут подходящая мотивация и способности к обучению, он успешно разовьет свои навыки и добьется впечатляющих результатов. Юный Моцарт с детства производил фурор, но был и Бах, чей талант развивался медленно и расцвел поздно.
Одних амбиций недостаточно для роста, нужно совершенствоваться в своем деле независимо от премий, наград и престижных титулов. Рост начинается с набора определенных навыков, полученных еще в раннем детстве. Если воспитателям и учителям удалось воспитать в детях такие качества, как инициативность, просоциальность, дисциплинированность и целеустремленность, то они, как правило, становились успешными людьми независимо от дарований. Именно эти качества формируют характер.
О том, как их приобрести и развить, у автора есть несколько важных идей.
Идея № 1. Навыки характера могут подтолкнуть нас к достижению больших целей, и развить их никогда не поздно
Грант выделяет три стратегии развития навыков характера:
- быть «создателем дискомфорта»;
- быть «губкой», впитывающей информацию;
- быть антиперфекционистом.
Долгое время было принято считать, что характер закладывается до определенного возраста, а к 30 годам личность уже полностью сформирована и измениться не может. Недавний эксперимент, проведенный группой социологов в Западной Африке, показал, что это не так. В качестве участников эксперимента выступали 1500 предпринимателей в возрасте 30, 40 и 50 лет, у которых были небольшие стартапы в производстве, обслуживании и торговле. Участников разбили на три группы. Одна из них была контрольной, и в ней просто занимались своими обычными делами. Две другие группы были учебными: они неделю изучали новые концепции в бизнесе, анализировали их на примерах других предпринимателей и проводили ролевые упражнения и игры применительно к собственным стартапам.