Спринт
Спринты — краткие обзоры ключевых идей из книг жанра нон-фикшн

Фактор страха Спринт книги «Fear Factor» Абигейл Марш

Впервые на русском · Категория: Впервые на русском, Психология, Саморазвитие, Аудио-версии
Скачать: mp3pdfepubfb2mobi
Убрать из избранного
В избранное

О чем эта книга?

Если кратко — о том, как одна и та же эмоция связывает альтруистов и психопатов.

Что такое альтруизм? Существует ли он вообще? Еще Дарвин указывал на то, что наши далекие предки, склонные к самопожертвованию, вряд ли могли оставить потомство, — ведь они погибали в первую очередь. Так что альтруизм в рамках теории естественного отбора либо вреден, либо вообще не свойствен человеческой природе. Однако же он существует, причем не только в человеческой среде, но и у животных.

Сама Марш, автор этой книги, — живое доказательство существования альтруизма. Когда ей было 19 лет, ее спас совершенно незнакомый человек, подвергая себя риску и ничего не желая взамен. И таких, как он, много — люди постоянно рискуют жизнью ради незнакомых людей, безвозмездно жертвуют свои органы, кровь, костный мозг ради спасения жизни посторонних, с которыми они даже не знакомы. И наука до недавних пор не находила этим действиям объяснения.

Сначала ученые пытались объяснять альтруизм как способность чем-то жертвовать в рамках близкой человеку группы — чаще всего родственников или социального окружения. Такой альтруизм существует и у животных, когда сурикаты и суслики предупреждают родичей о появлении хищника громким криком, хотя и знают, что этот крик первыми ставит их под удар. Органы жертвуют тоже в основном членам семьи — ведь таким образом ваши гены будут продолжаться, если больной член семьи выживет и даст потомство. Но есть люди, которым не нужно близкое родство, чтобы отдать свою почку.

Есть взаимный альтруизм, когда бескорыстная услуга порождает желание ответить тем же — вы угощаете кого-то в кафе; в следующий раз с высокой степенью вероятности угостят и вас. Такой альтруизм не жертвенный, это скорее форма отложенного удовольствия. Ее практикуют и летучие мыши-вампиры, которые делятся кровью не только с собственными детенышами, но и с сиротами, и с теми, кто по старости или болезни не может добыть ее сам. Они знают, что и сами не останутся голодными.

Но есть и другой альтруизм, когда люди вообще не ждут никакой отдачи. Они рискуют жизнью не ради родных или друзей, а человека, которого даже не знают. Чем это можно объяснить?

Пока наука не находит объяснений альтруизму либо вообще отрицает его, считая, что за самоотверженным поведением, направленным на посторонних, таится желание прославиться или какой-то психический дефект. Менее образованные люди называют таких людей святыми или ангелами-хранителями. Рано или поздно, считает Марш, разумное объяснение все же найдется.

Поскольку Марш руководит лабораторией социальной неврологии, использующей самые современные методы по изучению работы мозга, она считает, что ей удалось найти связь между альтруизмом и настроенностью людей на чужой страх. Она заметила, что участники экспериментов, которые безошибочно определяли на фотографиях испуганные лица, проявляли наибольший альтруизм. Это показали лабораторные испытания, в которых они жертвовали деньги незнакомцам или просто помогали им. Маркер распознавания чужого страха был куда точнее, чем зависимость от пола, возраста, настроения или мнения участников о своей способности сострадать.

Функциональное сканирование мозга (ФМРТ) у трудных подростков, склонных к агрессии и психопатии, выявило у них дисфункцию миндалевидной железы, лишающую людей и сочувствия, и способности распознавать чужой страх. В то же время исследования людей, пожертвовавших своими почками на безвозмездной основе незнакомым реципиентам, показали, что их миндалевидная железа реагирует на чужой страх очень остро, а распознать его может очень быстро.

Исследования Марш и современные научные данные исследования мозга позволяют по-другому посмотреть на психопатию, эмпатию и альтруизм. Этот взгляд дает надежду на новые методы избавления от агрессии, воспитания сочувствия и лечения психических расстройств. Фактор страха, вернее, способность распознавать страх, даст нам ответ, можем ли мы стать более альтруистичными друг к другу и нужно ли нам это.

Марш рассказывает о том, как в 19 лет ее спас совершенно незнакомый человек. Она ехала по многополосному шоссе на внедорожнике матери, и под колеса машины внезапно, откуда ни возьмись, забежала собака. Марш попыталась уйти от столкновения, машину закрутило, протащило через все полосы к обочине, где никто ее не видел, и развернуло в сторону встречного движения. Двигатель заглох, и она никак не могла его запустить. Она включила дальний свет, чтобы хоть как-то обозначить свое присутствие, и машины чудом не врезались в нее, тормозя в последний момент. Наконец одна машина остановилась на противоположной стороне. Из нее вышел человек с пугающей внешностью: бритой головой, обилием золотых украшений и суровым выражением лица. Он почти в темноте перебежал все полосы, спросил Марш, нужна ли помощь, сел на пассажирское сиденье, запустил с нескольких попыток двигатель и перегнал машину на другую сторону. После этого он пересел в свою машину и уехал. Он спас Марш жизнь, а она от волнения даже забыла сказать ему спасибо и спросить, как его зовут.

Так родился ее интерес к альтруизму, сначала человеческий, а потом научный.

Вот несколько важных идей из ее книги.

Идея № 1. Принято считать, что герои обладают полным самоконтролем и при этом бесстрашны, но это не так

По мнению Марш, мы бессознательно делим людей на две категории: активных моральных агентов и пассивных моральных пациентов. Агенты совершают моральные или аморальные поступки, а пациенты становятся объектами этих действий. Их спасают либо наносят вред.

Агенты — люди действия, и потому мы видим самоконтроль и умение планировать, и часто утрируем эти качества. Типичный спасатель, как нам кажется, — человек более сдержанный, более рациональный, чем остальные. Такими же способностями обладает и антигерой, потому что он тоже агент. Герои и антигерои воспринимаются как сдержанные рациональные люди, свободные от эмоций, а все эмоции мы приписываем пациентам, с которыми случилась беда или произошло чудесное спасение.

Это можно видеть на примере фильмов и мультфильмов. Человек-Паук, Бэтмен, Джеймс Бонд крайне сдержанны. Они не плачут и не кричат от страха, спасаясь от погони, падая с высоты или тем или иным образом уклоняясь от опасности.

Есть вопросы?
Напишите нам на help@makeright.ru или воспользуйтесь
формой обратной связи
Полная версия этого материала доступна только подписчикам

C нами уже более 4 000 читателей. Присоединяйтесь!

Оформив подписку, вы получаете:
— полный доступ ко всем спринтам и канбанам, в том числе новым, на весь срок подписки;
— доступ к аудио-версиям наших материалов;
— возможность читать ключевые идеи из книг, которые ещё не изданы на русском;
— все книги-марафоны в подарок.

Узнавайте ключевые идеи и полезные концепции из популярных бизнес-книг и других книг жанра нон-фикшн, которые давно хотелось прочесть, но не было времени!