Спринт
Спринты — краткие обзоры ключевых идей из книг жанра нон-фикшн

Zucked: осознавая катастрофу Facebook Спринт бестселлера Роджера Макнейми «Zucked»

Впервые на русском · Категория: Бизнес, Впервые на русском, Особое мнение, Аудио-версии
Скачать: mp3pdfepubfb2mobi
Убрать из избранного
В избранное

О чем эта книга?

Если кратко — о том, какую опасность для общества представляет недальновидная политика руководства Facebook.

Роджер Макнейми — личность не менее, если не более выдающаяся, чем Марк Цукерберг, хотя и не такая известная. Он успешно сочетает в себе музыканта, венчурного капиталиста, инвестора и бизнесмена. Он соучредитель акционерной компании, научно-технического фонда, инвестирует во множество проектов и гастролирует с концертами. При этом он пользуется большим авторитетом в Силиконовой долине.

В свое время он познакомился с молодым Цукербергом, когда Facebook только начала набирать популярность и компании покрупнее уговаривали его продать свое детище. В связи с этим Цукерберг переживал «экзистенциальный кризис», и Макнейми, дав ему совет ни в коем случае не продавать молодую социальную сеть, стал его консультантом и ранним инвестором. У него до сих пор есть акции Facebook, и, как он подчеркивает, не было никаких причин примкнуть к числу ярых противников компании. До поры до времени Макнейми, по его словам, имел недостаточно полную информацию, чтобы получить исчерпывающее представление о деятельности Facebook, но примерно в 2016 году заподозрил неладное.

Технологии позволяют крупным интернет-платформам, подобным Facebook и Google, манипулировать пользователями в собственных целях. Их создатели при этом проявляют полную безответственность и равнодушие, гонясь за прибылью. Доверие пользователей к интернет-гигантам, которое когда-то было безграничным, было подорвано использованием личных данных без согласия. Их бизнес-модели не предусматривали защиту пользователей от вреда. Чтобы этого избежать, считает Макнейми, пользователям нужно проявлять больше скептицизма, заставить Facebook и Google принять на себя ответственность за воздействие на людей и давить на политиков, чтобы они на законодательном уровне обязали крупные платформы соблюдать общественные интересы.

Молодые преуспевающие предприниматели Силиконовой долины чувствуют себя избранными, не думая о том, что у тех, кто пользуется их услугами, тоже есть права, в частности право выбора. Они слишком самоуверенны, глухи к критике и дружеским советам, ставя на первое место лишь собственные интересы. Их интеллект, трудолюбие и продуктивность не идут на пользу никому, кроме их самих.

Сегодня Facebook имеет огромную власть над умами пользователей. Не то, чтобы компания намеренно ею злоупотребляла. Но иногда даже лучшие идеи воплощаются не так, как задумано — благими намерениями, как известно, вымощена дорога в ад. Деятельность в интернете регулируется слабо, в нем свободно используются манипулятивные технологии, а Силиконовая долина не очень-то заботится о пользователях, поскольку на первом месте у большинства ее обитателей — богатство и власть. Это может катастрофически сказаться на принципах демократии, личной жизни и экономике, если не принять решительные меры прямо сейчас. Иначе работа Facebook будет все более разрушительной. После нескольких крупных провалов ни Цукерберг, ни операционный директор компании Шерил Сэндберг не сделали никаких выводов, и алгоритмы Facebook остались прежними.

Макнейми в 2016 году официально обратился к Цукербергу и Сэндберг, указывая на то, что злоумышленники могут использовать алгоритмы Facebook для причинения вреда и манипулирования выборами (тогда был самый разгар предвыборной кампании). Он составил письмо, где привел несколько примеров такого использования. Сотрудники Facebook в этом не участвовали, но сама культура компании, ее алгоритмы, система ценностей и рекламная модель располагали к злоупотреблениям.

Макнейми уверен, что при создании Facebook у Цукерберга не было дурных намерений, он искренне считал, что его сеть объединит весь мир. Он не особенно заботился о конфиденциальности данных своих пользователей, уверенный, что большинству из них сеть нужна исключительно для общения, и никому в голову не приходит причинить с ее помощью вред. Впоследствии на таком пренебрежении конфиденциальностью, когда чужими данными распоряжались так, будто имели на это право, и выросли могущество и прибыли Facebook. В письме Макнейми подчеркнул, что в бизнес-модели и архитектуре Facebook есть серьезные недостатки, которые нужно исправить как можно скорее. Он был уверен, что и Цукерберг, и Сэндберг просто не продумали последствия своих стратегий. Однако, когда он понял, что они не собираются ничего предпринимать, а только стремятся его успокоить, он решил собрать побольше данных и вынести проблему в публичное пространство. Итогом стали несколько статей и книга.

Вот несколько важных идей из нее.

Идея № 1. Успех Facebook, был бы невозможен без революции в технологической индустрии

До появления Facebook в 2004 году Силиконовая долина не знала примеров успешных стартапов, во главе которых стояли люди, едва успевшие закончить колледж. До 2000 года на развитие каждой новой технологии тратились годы, если не десятилетия. Машинам не хватало вычислительной мощности, памяти или других возможностей, чтобы удовлетворить потребности клиентов. Приходилось приспосабливаться. Но технологии развивались, по закону Мура количество транзисторов на каждой схеме удваивалось каждый год и при этом они дешевели. К моменту появления Facebook технологии кардинально изменились, пережив настоящую революцию. Развивались и сетевые технологии: из локальных они вырастали во все более крупные, соответственно более ценные. Цена компьютеров падала, ценность подключения к сети возрастала. Появилась глобальная сеть Интернет, к которой сегодня подключены все компьютеры. С его развитием и появился Facebook и другие интернет-платформы.

В 1993 году Марк Андриссен создал браузер Mosaic.

Есть вопросы?
Напишите нам на help@makeright.ru или воспользуйтесь
формой обратной связи
Полная версия этого материала доступна только подписчикам

C нами уже более 4 000 читателей. Присоединяйтесь!

Оформив подписку, вы получаете:
— полный доступ ко всем спринтам и канбанам, в том числе новым, на весь срок подписки;
— доступ к аудио-версиям наших материалов;
— возможность читать ключевые идеи из книг, которые ещё не изданы на русском;
— все книги-марафоны в подарок.

Узнавайте ключевые идеи и полезные концепции из популярных бизнес-книг и других книг жанра нон-фикшн, которые давно хотелось прочесть, но не было времени!