Спринт
Спринты — краткие обзоры ключевых идей из книг жанра нон-фикшн

За пределами морали: психология подчинения авторитету Спринт культовой книги Стэнли Милгрэма «Подчинение авторитету»

MustRead по психологии · Категория: Особое мнение, Психология, Аудио-версии
Скачать: mp3pdfepubfb2mobi
Убрать из избранного
В избранное

О чем эта книга?

Если кратко — о психологии подчинения авторитету; о том, что заставляет хороших людей совершать плохие поступки.

Стэнли Милгрэм (1933 — 1984) — американский социальный психолог, родился в семье еврейских эмигрантов из Восточной Европы. Тема Холокоста во многом повлияла на его научные интересы.

В начале 1960-х гг. он провел в Йельском университете ряд экспериментов, которые впоследствии вызвали широкий общественный резонанс.

Книга «Подчинение авторитету» — по сути, описание всех вариаций одного эксперимента, и выводов, к которым пришел Милгрэм на основе изучения поведения испытуемых и интервью с ними после того, как им раскрыли истинную цель экспериментов.

Добровольцам, которые принимали участие в эксперименте, говорили, что они участвуют в исследовании работы памяти и способностей к обучению — они не знали истинной цели эксперимента. Руководил экспериментом ученый-экспериментатор, испытуемому всегда доставалась роль «учителя» — он должен был наказывать «ученика», если тот не будет правильно воспроизводить по памяти последовательности пар слов. «Учеником» всегда был подставной актер, которого привязывали ремнями к стулу. В качестве наказания использовались разряды тока, которые «учитель» посылал «ученику», если тот неправильно воспроизводил слова. С каждой новой ошибкой «учитель» должен был увеличивать разряды тока. Естественно, что в эксперименте не использовали настоящий ток — актер-«ученик» лишь изображал реакцию на удары током, но испытуемый-«учитель» думал, что «наказание» настоящее. Изначально Милгрэм хотел просто исследовать акт подчинения — человека, участвовавшего в эксперименте, просят выполнить то, что все менее и менее согласуется с его ценностями. Вопрос был в том, как далеко может зайти испытуемый, выполняя указания экспериментатора?

В эксперименте изучалось лишь добровольное подчинение — если испытуемый решил бы встать и уйти, его никто бы не стал задерживать, никто ему не угрожал и не препятствовал. Подчинение экспериментатору опиралось только на ту власть, которую испытуемый сам приписывал экспериментатору.

На генераторе тока, который использовал «учитель» для наказания, располагались 30 рубильников от 15 до 450 вольт, с шагом 15 вольт. Рядом с рубильниками давались пояснения — от «Слабый разряд» до «Опасно — тяжелое поражение», а два последних рубильника обозначались просто: ХХХ. Перед началом эксперимента испытуемому всегда давали возможность проверить воздействие тока на себе, чтобы у него не осталось сомнений в подлинности генератора — испытуемый получал в область запястья разряд в 45 вольт. (Еще раз повторим, что «ученик» в реальности не получал разряды, а лишь имитировал реакцию на них).

Ученый-экспериментатор должен был подталкивать испытуемого-«учителя» к подчинению и продолжению эксперимента серией фраз, которые использовались последовательно, если подопытный отказывался от проведения эксперимента или как-то выражал свое несогласие: «Пожалуйста, продолжайте»; «Эксперимент требует, чтобы вы продолжали»; «Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжали»; «У вас нет выбора, вы должны продолжать». Если «учитель»-испытуемый выражал озабоченность состоянием ученика, экспериментатор отвечал, что удары током могут быть болезненными, но к долговременным повреждениям тканей не приведут. А если испытуемый указывал на то, что «ученик» отказывается от продолжения эксперимента, экспериментатор говорил, что нужно продолжать вне зависимости от того, нравится ли это ученику или нет.

Среди испытуемых были мужчины и женщины разного возраста, разных профессий и разного уровня образования — клерки, учителя, рабочие, инженеры, продавцы, студенты и даже священнослужители.

Актер, исполнявший роль ученика должен был часто ошибаться и, соответственно, получать в наказание удары током. Поначалу сценарий не предусматривал каких-то звуковых реакций на разряды тока с его стороны. Но, как выяснилось, в таком случае практически все испытуемые доводили эксперимент до конца — до самых высоких значений генератора тока. Со временем Стэнли Милгрэм и его команда ввели фактор протестов жертвы — актер, изображавший ученика, должен был заметно реагировать на повышающееся значение ударов током. Спектр реакций соответствовал интенсивности ударов. Реакции начинались со значения в 75 вольт, когда ученик издавал легкий стон. После удара в 120 вольт ученик жаловался на то, что ему больно, после 135 — тяжело стонал, после 150 — ученик начинал просить экспериментатора остановить эксперимент и кричал, что отказывается продолжать. После 180 — кричал, что не может выносить такую боль, после 300 — «ученик» отчаянно кричал, что не хочет отвечать на вопросы и настаивал на том, чтобы его отпустили. После 330 вольт «ученик» переставал подавать признаки жизни.

Эксперимент должен был показать, до какого максимума дойдут испытуемые, прежде чем откажутся повиноваться.

После завершения эксперимента с каждым испытуемым проводилось интервью, где ему рассказывали о настоящей цели исследования и разбирали его поведение, а «учитель» знакомился с актером-«учеником».

Что показал эксперимент и почему его выводы так важны?

Идея № 1. Эксперимент показал, что большинство испытуемых доходили до конца, подчиняясь требованиям авторитета-экспериментатора, несмотря на протесты жертвы

Перед началом экспериментов Стэнли Милгрэм провел опрос людей, не имевших отношения к эксперименту, о том, как, по их мнению, они будут реагировать, участвуя в таком эксперименте в качестве «учителей». Большинство опрошенных посчитало, что они прекратят посылать разряды тока после первых возражений и жалоб со стороны жертвы. Они посчитали, что при принятии решения будут руководствоваться критериями сострадания и справедливости. То же самое ответили и те, кому задали вопрос не о их личной реакции, а о том, как, по их мнению, будут реагировать другие подопытные. До начала серии экспериментов Милгрэм придерживался того же мнения.

Отвечая на вопрос, большинство опрошенных посчитало, что в основной своей массе люди порядочны, поэтому не будут причинять боль другому человеку. Люди считали, что человек сам хозяин своего поведения, если ему никто не угрожает физической

Есть вопросы?
Напишите нам на [email protected] или воспользуйтесь
формой обратной связи
Полная версия этого материала доступна только подписчикам

C нами уже более 4 000 читателей. Присоединяйтесь!

Оформив подписку, вы получаете:
— полный доступ ко всем спринтам и канбанам, в том числе новым, на весь срок подписки;
— доступ к аудио-версиям наших материалов;
— возможность читать ключевые идеи из книг, которые ещё не изданы на русском;
— все книги-марафоны в подарок.

Узнавайте ключевые идеи и полезные концепции из популярных бизнес-книг и других книг жанра нон-фикшн, которые давно хотелось прочесть, но не было времени!