Почему умные дети волнуются: и что могут сделать родители Спринт книги Эллисон Эдвардс «Why Smart Kids Worry»
О чем эта книга?
Если кратко — о причинах детской тревожности и о том, как помочь ребенку справиться с тревогой.Тревога — распространенная проблема психического здоровья не только среди взрослых, но и среди детей. К счастью, в детском возрасте мозг очень пластичен, модели тревожного поведения еще не закрепились, поэтому это лучшее время, чтобы научиться справляться с тревогой и заложить основы стрессоустойчивости. Цель книги психотерапевта Эллисон Эдвардс — предоставить родителям информацию и инструменты для преодоления детской тревоги. Задача родителя состоит не в том, чтобы полностью избавить ребенка от тревоги (это невозможно), а в том, чтобы помочь ему направить беспокойство в нужное русло.
Тревожности особенно подвержены дети, которые в интеллектуальном или эмоциональном развитии опережают сверстников. Эдвардс приводит в пример сообразительного пятилетнего мальчика, который каждый вечер перед сном рассказывает маме о сильной тревоге по поводу смерти. Его мама не понимает, откуда взялись эти страхи, ведь мальчик не был свидетелем ни болезни, ни смерти близких. Другой пример — восьмилетняя девочка, которая получила по математике оценку «хорошо», а не привычную «отлично», и теперь беспокоится, что это снизит ее шансы на поступление в колледж. Ее мама уверяет, что дома они не обсуждают колледж и на девочку никто не давит по поводу оценок.
Эти дети превосходят сверстников в умении видеть долгосрочную перспективу, но эта способность питает их уникальные страхи.
О том, как родителям умных детей понять их и помочь справиться с тревожностью, у автора есть несколько важных идей.
Идея № 1. Для понятия «умный» требуется новое определение
Понятие «ум» чаще всего ассоциируется с академическими успехами. Говоря об «интеллекте», люди подразумевают достижения, связанные с учебой. В то же время многие родители интуитивно понимают, что их дети обладают выдающимися способностями, но не могут сформулировать, в чем именно. Если дети не получают высоких оценок в школе, у родителей нет «доказательств» их ума. Автор помогает таким родителям переосмыслить, что они подразумевают, когда говорят, что их ребенок умный. Эдвардс определяет ум как способность выводить идеи, концепции или навыки на новый уровень. Эта способность может быть как силой, так и слабостью. Умение выводить идеи и навыки на новый уровень — это не выбор ребенка, а то, что он делает не задумываясь. Проблема в том, что, хотя это умение дает преимущества в учебе, творчестве и спорте, оно приводит к перегрузке психики.
В 1983 году психолог Говард Гарднер сформулировал теорию множественного