О чем эта книга?
Если кратко — о том, как правильно представлять свои идеи аудитории, вести переговоры и добиваться выгодных условий в сделках.Представьте, что выступаете перед потенциальным инвестором, рассказывая о своем новом проекте. Вы убеждены в его потенциале, в ваших глазах горит огонь, у вас есть положительная обратная связь от первых клиентов, вы тщательно подготовились и хорошо владеете всеми цифрами. Вы начинаете свое выступление и следуете плану, собираясь расписать, какую огромную выгоду получит тот, кто захочет сотрудничать с вами. Но тут инвестор вас обрывает и всего одним предложением нарушает все ваши планы: «Слушай, через пять минут мне нужно уходить — давай ближе к делу». И вот вы, запинаясь, рассказываете о прогнозах, а инвестор называет их надуманными, вы пытаетесь возражать, но каждый раз инвестор обрывает вас контраргументом. Вы теряетесь и чувствуете, как земля уходит у вас из-под ног — теперь ваша идея вовсе не инновационная, а нереализуемая; ваши прогнозы ничем не подтверждены; ваше ноу-хау — нелепо.
Что делать в такой ситуации? Как сохранить рассудок и трезвую голову в то время, когда вам кажется, что на вас готова наброситься стая хищников? Не важно, насколько гениальна ваша идея, если вы не можете ее представить и доказать ее жизнеспособность.
Орен Клафф, специалист по привлечению финансирования, заключавший многомиллионные сделки с Boeng, Google, Yahoo!, Qualcomm и другими, на основании своего опыта разработал метод представления идей, в основе которого научные открытия о том, как работает наш мозг. Автор пришел к убеждению, что успех презентации зависит, прежде всего, от использования этого метода, а не просто от подготовки и приложенных усилий.
Так, в примере инвестор использовал так называемый фрейм власти, перехватив у выступающего инициативу. Но против этого приема есть свой контрприем — задача выступающего состояла не в том, чтобы реагировать на контраргументы инвестора, тем самым подтверждая его власть, а в том, чтобы разорвать его фрейм и установить свой.
Как это делать и проводить успешные презентации? У Орена Клаффа есть несколько важных идей.
Идея № 1. Презентации часто проваливаются, потому что выступающие не учитывают то, как работает человеческий мозг
Существует распространенная проблема презентатора. Ваш проект может быть очень интересным и инновационным, вы можете прекрасно знать предмет, о котором рассказываете, быть страстным, владеть ораторским мастерством, а структура вашего выступления быть безупречной, но, несмотря на все это, вы не произведете впечатления на аудиторию. А если вы не можете презентовать свою идею, то и сделку вам не заключить. Причина ошибки — в том, что вы не учитываете то, как работает человеческий мозг.
В процессе эволюции наш мозг развился из крайне примитивного в удивительно сложный орган. Однако примитивный мозг не исчез бесследно. Он все еще отвечает за многие физиологические реакции, такие как дыхание, страх, удовольствие. И любая информация, попадающая в наше сознание, проходит через его фильтр. Наш мозг, по сути, состоит из трех частей:
- Мозг рептилии — самый древний, отвечающий