Трансцендентный мозг: духовность в век науки Спринт книги Алана Лайтмана «The Transcendent Brain»
О чем эта книга?
Если кратко — о том, как могут сочетаться научное мировоззрение и духовный опыт.Во вступлении к книге Алан Лайтман описывает свой трансцендентный опыт. Недалеко от его дома на островке в штате Мэн много лет назад поселилась семья хищных птиц-скоп. Лайтман и его семья имели возможность наблюдать за их поведением, рождением птенцов, ролями отца и матери, первыми полетами молодых птиц. Однажды он наблюдал с балкона второго этажа, как пара скоп впервые поднялась в воздух, делая неумелые движения крыльями. Балкон был круглым и по форме тоже напоминал гнездо, так что скопам он должен был казаться чем-то знакомым. Они набрали высоту, скорость и устремились прямо к Лайтману. Он подавил желание спрятаться в доме и остался стоять на месте. Птицы подлетели к нему почти вплотную, и на секунду он встретился взглядом с одной из скоп. Его охватило чувство полного единения и с птицей, и со всей природой, как будто все они были частью одного целого.
Лайтман считает себя материалистом и ученым, но все же он пережил трансцендентный опыт. Он ощущает себя частью целого, намного большего, чем он сам, осознает связь с другими людьми и миром живых существ, и с далекими звездами. Так что его материализм носит духовный характер. Он верит в законы химии, биологии и физики, но есть опыт, который не исчерпывается этими законами.
Сегодня ученые разных направлений пришли к выводу, что не все события и процессы можно объяснить во всей полноте. Есть системы, которые не сводятся к сумме свойств их отдельных компонентов — они называются эмерджентными. В пример Лайтман приводит мигание светлячков. Летней ночью в поле они сначала мигают каждый отдельно, в случайное время и с разной частотой. Но где-то через минуту они каким-то необъяснимым образом настраиваются и синхронизируются, и начинают мигать одновременно. Невозможно понять такое коллективное поведение с помощью единственного светлячка. Так и наш мозг, в котором 100 млрд нейронов, ведет себя так, что это невозможно объяснить с точки зрения отдельных нейронов.
У мыслящих существ есть сознание, и до сих пор остается непонятным, как материальные нейроны нервной системы могут его порождать. Лайтман пишет о попытках понять сознание в терминах физического мозга и нервной системы. Это помогает понять духовность, не связанную со всевидящим и всемогущим Богом. Он считает, что можно жить полноценной нравственной жизнью и без веры в Бога, и в то же время признавать важность духовного опыта. Наука и духовность не исключают друг друга.
Вот несколько идей из книги.
Идея № 1. Существование нематериального нельзя ни доказать, ни опровергнуть
Наиболее далеким от материализма понятием является концепция Бога. Но нематериалистические понятия этим не исчерпываются. Нематериалистический взгляд касается бессмертной души, Рая и Ада, разума, отделенного от тела, призраков.
Наиболее рациональные аргументы в пользу существования души дал немецкий философ XVIII века Мозес (Моисей) Мендельсон. Он рассуждал не только как философ, но и как ученый. В 1763 году Прусская королевская академия наук удостоила его премии за эссе о применении математических доказательств к метафизике. Мозес Мендельсон был одаренным ребенком и полиглотом. Он с детства изучал философию, математику и астрономию, писал стихи, играл на фортепьяно, причем его обучал ученик самого Баха. В 16 лет он изучил латынь, чтобы в подлиннике читать Цицерона, а затем французский, английский и греческий языки.
В своем эссе «Федон, или О бессмертии души» (1767) Мендельсон попытался описать природу души, приспособить метафизические доказательства к современности.