Спринт
Спринты — краткие обзоры ключевых идей из книг жанра нон-фикшн

Нарративная экономика Спринт бестселлера нобелевского лауреата по экономике Роберта Шиллера «Narrative Economics»

Впервые на русском · Категория: Бизнес, Впервые на русском, Маркетинг, Менеджмент, Особое мнение, Психология, Аудио-версии
Скачать: mp3pdfepubfb2mobi
Убрать из избранного
В избранное

О чем эта книга?

Если кратко — о недооцененном влиянии историй на поведение людей и о том, почему некоторые экономические идеи распространяются подобно вирусам.

Истории становятся вирусными и влияют на экономические события, вызывая ажиотаж или панику на финансовых рынках. Однако до последнего времени нарративы не рассматривались всерьез профессиональными экономистами и финансистами и не были объектами научного интереса с их стороны.

В своей книге «Нарративная экономика» экономист и лауреат Нобелевской премии Роберт Шиллер рассказывает о том, почему стоит всерьез рассматривать влияние историй на поведение человека как на индивидуальном уровне, так и на коллективном. Это поможет улучшить нашу способность прогнозировать поведение людей на финансовых рынках и снизить урон, наносимый финансовыми кризисами.

В юности автор прочитал книгу историка Фредерика Льюиса Аллена «Только вчера: неформальная история 1920-х годов», в которой рассказывалось об оживлении и спекулятивном буме перед крахом фондового рынка 1929 года и о начале Великой депрессии 1930-х годов, крупнейшего экономического кризиса мировой экономики. По свидетельствам, изложенным в книге, можно было проследить, как истории, которые люди рассказывали друг другу, менялись с течением времени и определяли их поведение. Так, в 1929 году, незадолго до того как рынок достиг пика, вирусную популярность обрели истории о «случайных миллионерах» — невероятно успешных, но не являющихся экспертами в области финансов инвесторах.

Такие истории распространялись подобно эпидемии от человека к человеку на званых обедах и собраниях, по телефону, радио, через газеты и книги. Эти повествования определяли восприятие и поведение разных людей того времени, общую траекторию движения фондового рынка. Однако экономисты не изучали влияние историй всерьез, они были сосредоточены на математических моделях, в которых не рассматривалось вирусное распространение идей.

По убеждению автора, без учета влияния экономических нарративов мы остаемся слепыми к очень важному механизму экономических изменений и прогнозирования. Если мы не понимаем эпидемий популярных нарративов, мы не полностью понимаем и изменения в экономике и в экономическом поведении людей.

Важные идеи книги.

Идея № 1. Для человека естественно рассказывать истории и руководствоваться ими в своих действиях

В древние времена истории передавались от человека к человеку на базарах, религиозных фестивалях и ярмарках, сейчас мы делимся ими через СМИ и соцсети. Историями и мифами пронизана вся наша культура и индивидуальная мотивация. Нашу склонность к нарративам объясняет само устройство мозга. Еще в середине ХХ века нейрохирург Уайлдер Пенфилд обнаружил, что когда определенные области мозга пациента стимулируют электродом, он начинает рассказывать историю.

Нас привлекают вызывающие эмоции рассказы о последовательности событий. Автор ссылается на исследование нейробиологов из Пенсильванского университета, которое показало, что люди склонны делиться той информацией о здоровье, которая усиливает мысли, связанные с их восприятием самих себя, то есть у них активируется нейронная сеть в областях, связанных с самопрезентацией, представлением о себе, прогнозированием реакций и эмоциональных состояний других людей. Исследования нейроэкономиста Пола Зака

Есть вопросы?
Напишите нам на [email protected] или воспользуйтесь
формой обратной связи
Полная версия этого материала доступна только подписчикам

C нами уже более 4 000 читателей. Присоединяйтесь!

Оформив подписку, вы получаете:
— полный доступ ко всем спринтам и канбанам, в том числе новым, на весь срок подписки;
— доступ к аудио-версиям наших материалов;
— возможность читать ключевые идеи из книг, которые ещё не изданы на русском;
— все книги-марафоны в подарок.

Узнавайте ключевые идеи и полезные концепции из популярных бизнес-книг и других книг жанра нон-фикшн, которые давно хотелось прочесть, но не было времени!