Спринт
Спринты — краткие обзоры ключевых идей из книг жанра нон-фикшн

LTI. Язык Третьего рейха Спринт культовой книги Виктора Клемперера

Особое мнение · Категория: Маркетинг, Особое мнение, Психология, Аудио-версии
Скачать: mp3pdfepubfb2mobi
Убрать из избранного
В избранное

О чем эта книга?

Если кратко — о том, как в нацистской Германии искажался язык в угоду политической конъюнктуре, меняя сознание и моральные принципы людей, и насколько действенной была пропаганда.

Автор книги, Виктор Клемперер, как еврей, мог в любую минуту погибнуть в гитлеровской Германии. В то же время, как филолог, к тому же лишенный работы, он получил возможность наблюдать за тем, как с усилением влияния нацистов постепенно меняется и язык. Сначала это был язык пропаганды, но постепенно все больше характерных слов и выражений входили в повседневную речь, меняя сознание и поведение людей.

Многие слова и выражения, вошедшие в обиход во время Второй мировой войны, казались живучими и неистребимыми. Но с исчезновением ситуации, которая их породила, исчезли и они. Так канули в Лету «молниеносный блицкриг», «битва на истребление», «котел», «плацдарм», «окончательная победа» и многие другие.

На ранних этапах становления нацизма сплошь и рядом появлялось слово «героизм» (и его производные), которое так воодушевляет молодежь. Героический поступок, героическое сопротивление, наши доблестные герои — и всегда героизм увязывался с войной. Молодые герои настоящего должны быть похожи на своих героических предков.

В книге Гитлера «Моя борьба» много внимания уделено физической культуре, а одно из любимых выражений — «физическая закалка». Выразителем физической культуры как здорового начала в немецкой нации выступает армия. Воинская служба воспитывает физическую культуру, закаляет тело и дух, формирует характер. Духовное в человеке отходит на второй план. Развитие интеллекта, получение знаний в образовательной программе для молодых людей должны быть на последнем месте — мыслящий образованный человек всегда вызывал в нацистах подозрения и страх.

Язык Третьего рейха (как называет его Клемперер, LTI, аббревиатура от латинского Lingua Tertii Imperii — язык Третьей империи) изобиловал героикой: воинская доблесть, дерзкая отвага, презрение к смерти, бойцовский, боевой. Понятно, что все героическое в LTI относилось к германской расе.

Наблюдения за языком помогли Клемпереру выжить и сохранить внутреннюю свободу. Сначала он пытался отгородиться от этого языка, который кричал со всех плакатов, газет, звучал по радио. Но постепенно он начал искать в нем шаблоны и закономерности, изучать как явление. Из этих наблюдений и родилась эта книга.

Вот несколько идей из нее.

Идея № 1. Основное свойство языка Третьего рейха — скудость и однообразие

По мнению Клемперера, эта бедность языка вполне принципиальная. Ее первые примеры можно было заметить в гитлеровской «Моей борьбе», библии нацизма. Сначала это был язык узкой группы, но после победы нацистов превратился в язык народа, то есть просочился в политику, искусство, право, школы и вузы, даже в семьи.

Автор читал статьи, справочники, современные романы, прислушивался к речи на улице и по радио и постепенно пришел к выводу, что бедность языка намеренная, что таким образом он транслирует набор простых кодов, которые очень легко усваиваются.

Во времена Веймарской республики и устное, и письменное слово были свободными. Этим не преминули воспользоваться нацисты, поносящие своих врагов, очерняющие слабое государство, ругающие его последними словами. Никто не ограничивал эту свободу, не было ни моральных предписаний, ни этических норм. Каждый подбирал слова, соответствующие его вкусу и чувству такта.

В эпоху Вильгельма II цензура действовала только в военное время и была

Есть вопросы?
Напишите нам на [email protected] или воспользуйтесь
формой обратной связи
Полная версия этого материала доступна только подписчикам

C нами уже более 4 000 читателей. Присоединяйтесь!

Оформив подписку, вы получаете:
— полный доступ ко всем спринтам и канбанам, в том числе новым, на весь срок подписки;
— доступ к аудио-версиям наших материалов;
— возможность читать ключевые идеи из книг, которые ещё не изданы на русском;
— все книги-марафоны в подарок.

Узнавайте ключевые идеи и полезные концепции из популярных бизнес-книг и других книг жанра нон-фикшн, которые давно хотелось прочесть, но не было времени!