Как появилась доброта Спринт бестселлера Мэтта Ридли «Origins of Virtue»
О чем эта книга?
Если кратко — о развитии морального поведения у человека и об истоках альтруизма.В книге «Происхождение альтруизма и добродетели» британский биолог и журналист Мэтт Ридли рассуждает о том, что наибольшим образом повлияло на формирование человеческого общества. Он затрагивает сложные и противоречивые научные вопросы — насколько сильны в человеке животные инстинкты и какую роль они играют в социальных моделях поведения. Являемся ли мы существами, которые руководствуются лишь личной выгодой, или у нас есть установки, заставляющие думать об окружающих? Можно ли говорить о развращенности человека и его безнравственности, если мы регулярно видим примеры сотрудничества и взаимовыручки?
Ридли приходит к выводу, что человек руководствуется в первую очередь своей личной выгодой и эгоистичными мотивами, но при этом все равно заботится о других. Людям удается эффективно сотрудничать, потому что способность к взаимодействию — часть нашей природы. Но это не означает, что мы добры и великодушны. Дело в том, что уникальная среди других живых существ способность к социальному поведению помогла нам стать наиболее приспособленным видом. В то же время автор доказывает ошибочность популярной точки зрения, в соответствии с которой только культура, насаждаемые извне нормы морали и общественные институты помогают сдержать бурный нрав и эгоизм безнравственного от природы человека. Нет, быть альтруистичными и помогать друг другу — наш инстинкт, а наше общество — выражение наших социальных инстинктов.
Книга Ридли будет полезна тем, кто хочет узнать, что стоит за актами доброты и альтруизма и как менялось отношение ученых к природе человека на протяжении последних столетий. Автору удалось систематизировать и обобщить различные трактовки человеческой природы и открытия биологии, экономики, социологии и даже теории игр.
Важные идеи книги.
Идея № 1. Человек руководствуется личной выгодой, но у него также есть социальные инстинкты, которые способствуют сотрудничеству с другими
Несмотря на то что в двадцатом веке появилось множество интересных теорий, объясняющих человеческое поведение с новых ракурсов, все они являются следствием глобального спора — порочен ли человек по своей сути, или он «портится» из-за негативного воздействия общества. Сторонником первой теории был Томас Гоббс, считавший, что человек порочен, а значит, его нужно держать в «ежовых рукавицах». Он считал, что животное начало человека нужно обуздывать с помощью общественных договоров, то есть сильной государственной власти. Человек пребывает в вечной войне против всех. Борьба за свои интересы — это естественное состояние.
Гоббс во многом повлиял на дальнейшее развитие этого направления. Ридли считает, что он стал прародителем идей Чарльза Дарвина. Человеческий мир похож на мир растений и животных с его конкуренцией, разделением труда и борьбой за место под солнцем.
Второй научный лагерь придерживался иного мнения. Его


