Иллюзии менеджмента Спринт бестселлера Фила Розенцвейга «Гало-эффект»
О чем эта книга?
Если кратко — об искажающих информацию о деятельности компаний иллюзиях.Многие авторы бизнес-бестселлеров и деловых СМИ, пишущих о причинах успехов и неудач компаний, подвержены влиянию гало-эффекта и других искажающих информацию иллюзий.
Гало-эффект выражается в необъективных выводах, которые исследователи делают под влиянием уже известной им информации о результатах деятельности компании. Если компания прибыльна и дела у неё идут хорошо, то авторы книг и статей рассказывают о выдающемся лидере и сильной корпоративной культуре.
Если у компании наступают плохие времена, то все, что раньше было плюсом, становится минусом — лидеры теперь не харизматичные, а самодовольные, культура не сильная, а страдает недостатком контроля, стратегия не дальновидная, а слишком рискованная.
Автор книги «Гало-эффект» Фил Розенцвейг проанализировал бестселлеры «В поисках совершенства», «Построенные навечно», «От хорошего к великому» и информацию в СМИ о таких компаниях, как Cisco, IBM, ABB, Nokia и пришёл к выводу, что выводы подобных книг и статей — псевдонаучны, так как подвержены влиянию гало-эффекта.
На самом деле, причины, ведущие компанию к успеху или неудаче, выделить гораздо труднее, и они не такие однозначные, как хотелось бы авторам бестселлеров и читателям, которым нужны простые ответы.
Почему? Есть несколько факторов.
Фактор № 1. На объяснение успеха или неудачи влияет то, что мы уже знаем о результатах деятельности компаний
Люди склонны делать выводы о культуре, ценностях, лидерстве в компании на основании результатов её деятельности в целом. Результаты хорошие — значит и ценности, культура и лидер выдающиеся; результаты плохие — значит что-то не так с ценностями, лидером и культурой. То, что мы считаем фактором успеха или неудачи, часто лишь иллюзия, предвзятое мнение, на которое влияет то, что мы знаем о работе компании. Подобные суждения необъективны.
На самом деле мы достаточно мало знаем, почему одни компании процветают, а другие терпят крах. Фил Розенцвейг рассказывает о компании Cisco, которой в период её расцвета в конце 90-х годов деловая пресса пела дифирамбы о великолепной стратегии, умении приобретать бизнесы и клиентоориентированности.
Но после краха пузыря доткомов дела у компании ухудшились и все то, что раньше восхвалялось, стало объектом для критики — плохая стратегия, неразборчивость в приобретении бизнесов и надменное отношение