Human + Machine: переосмысление работы в эпоху ИИ Спринт книги Пола Доэрти и Джеймса Уилсона «Человек + машина»
О чем эта книга?
Если кратко — о взаимодействии человека и искусственного интеллекта.Существует много прогнозов о том, что произойдет, когда искусственный интеллект (ИИ) прочно войдет в жизнь человека. Кто-то рисует мрачные апокалиптические картины, кто-то говорит о том, что человечеству «всего лишь» грозит массовая безработица, так как машины успешно заменят большинство людей на их рабочих местах, а для человека работы практически не останется.
Авторы книги, специалисты по информационным технологиям Пол Доэрти и Джеймс Уилсон, уверены, что машины не будут захватывать мир и не отнимут у человека работу. Человек и машина — не враги. Напротив, развитие искусственного интеллекта приведет к появлению новых областей деятельности и значительно расширит возможности человека. Новые перспективы открываются и для бизнеса, и лидерам очень важно не пропустить этот переломный момент. Нас ждет не эпоха искусственного интеллекта, а эпоха взаимодействия человека и машины, считают авторы.
Пол Доэрти и Джеймс Уилсон указывают, что несмотря на все потенциальные возможности, которые откроет взаимодействие человека и искусственного интеллекта, этой области (авторы называют ее «недостающей серединой») уделяется крайне мало внимания. В ней человек и машина — партнеры, каждый занимается тем, что получается у него лучше всего.
Традиционный подход к искусственному интеллекту устарел. Если раньше основной целью руководителей была автоматизация линейных, последовательных, повторяющихся, стандартизованных операций, то сейчас этот процесс уже себя исчерпал. Для эпохи взаимодействия человека и искусственного интеллекта нужны гибкие и адаптивные бизнес-процессы. Как это ни парадоксально, но в новых условиях возрастает роль человека. На место автоматизированных сборочных линий приходят взаимодополняющие команды людей и роботов.
О том, как компаниям и людям подготовиться к грядущим изменениям, у авторов есть несколько важных идей.
Идея № 1. Новая волна технологических изменений требует нового подхода
Безусловно, широкое распространение искусственного интеллекта приведет исчезновению некоторых профессий. Однако появятся новые профессии в областях, связанных со взаимодействием человека и машины. Искусственный интеллект помогает дополнять и расширять человеческие возможности. Он берет на себя однообразные рутинные действия по сбору данных и их предварительному анализу, высвобождая людям время для решения сложных проблем, работы с неоднозначной информацией, общения, требующего человеческого подхода.
Зарождающаяся интеграция человека и машины положила начало третьей волне бизнес-трансформации. Первая была связана со стандартизацией процессов и конвейерным производством, что привело к значительному росту производительности труда. Вторая волна началась в 1970-х годах и достигла своего пика в 1990-е. Во вторую волну произошел скачок автоматизации, началась реорганизация бизнес-процессов