Злой рок: политика катастрофы Спринт бестселлера Нила Фергюсона «Doom»
О чем эта книга?
Если кратко — о том, как на протяжении веков человечество справлялось с катастрофами разного рода и о вызовах, которые нам еще предстоят.В свете пандемии Covid-19 Нил Фергюсон рассматривает общую историю всех видов катастроф — геологических, политических, биологических, технологических и прочих и обнаруживает в них определенные закономерности.
Все эти катастрофы непредсказуемы, поскольку в основном возникают случайно. Если кому-то очевидно, что катастрофа вот-вот случится, люди к нему, как правило, не прислушиваются, поскольку предпочитают игнорировать то, что им неприятно слышать. Кроме того, предсказанные учеными бедствия, в основном природные, все равно приходят внезапно, не по расписанию, и оказываются еще страшнее, чем экспертам представлялось вначале.
Часто прогресс оказывается не только благом, ускоряющим темпы научных исследований, к примеру, в области инфекционных заболеваний, как это произошло в XIX веке. Он ускоряет и глобализацию мировой экономики, возможность одновременного перемещения больших групп людей на дальние расстояния, что может способствовать распространению пандемий.
Очень часто в распространении катастрофы виновны недальновидные политики, будь то война, голод, провалы рынка. Относительно демократическая форма правления не может быть гарантией того, что катастрофы не произойдет.
Катастрофы-аварии развиваются по своим законам. Часто их общая черта — сочетание ошибки управления и ошибки оператора. Это может случиться как при крушении водного или воздушного судна, так и при взрыве ядерного реактора.
Следующую катастрофу предсказать невозможно, зато вполне реально укрепить общество и политическую систему, сделав их более приспособленными к будущим вызовам.
Важные идеи книги.
Идея № 1. Перед человечеством всегда стоит проблема экзистенциальной угрозы
Для каждого человека, как долго бы он ни жил, смерть неизбежна. Но неизбежна ли она для человеческого рода? Большинство религий, как и многие научные течения, склоняются к идее обреченности человечества. Так ли это на самом деле? Если и так, то этот конец определен вовсе не метафизическими причинами.
Люди, как правило, не задумываются ни о собственной неизбежной обреченности, ни тем более о всеобщей. Между тем в Средние века отношение к смерти было совсем другим. Она была повсюду и везде, если человек доживал до 60 лет, это считалось большой удачей.
В средневековом обществе и до XVII века смерть была явлением обыденным, сопровождавшимся социальными обрядами, так же, как рождение или брак. Похоронные и траурные обряды приносили облегчение скорбящим. О смерти открыто говорили и писали. Художник Сальвадор Роза на картине «Хрупкость человеческой жизни» изобразил женщину с младенцем на коленях. Младенец выводит кисточкой слова на свитке: «Зачатие — грех. Рождение — боль. Жизнь — тяжкий