Вверх по течению: как решать проблемы до их появления Спринт бестселлера Дэна Хиза «Upstream» 2020 года.
О чем эта книга?
Если кратко — о том, как научиться решать проблемы до их появления.Когда в частной или общественной жизни происходят чрезвычайные ситуации, на них реагируют соответствующим образом: тушат пожар, спасают тонущих, оказывают поддержку потерявшим работу. Проблемы так или иначе решаются, но мало кто задумывается об обстоятельствах, которые их породили.
Есть широкий круг профессионалов по борьбе с неприятностями, но, по мнению Дэна Хиза, было бы гораздо лучше, если бы они просто не происходили. И усилия надо прикладывать не только после события, чтобы ликвидировать последствия, а до того, как оно произошло.
В начале книги приводится притча. Двое друзей устроили пикник на берегу реки. Внезапно они услышали крики о помощи и увидели тонущего ребенка. Оба бросились в воду и вытащили утопающего, но тут же закричал другой тонущий ребенок, которого несло течением. Вытащили и его, появлялись все новые и новые тонущие дети, и их тоже спасали, выбиваясь из сил. И вдруг один из участников пикника вылез из воды и пошел вверх по течению. На вопрос возмущенного друга, куда это он собрался, он ответил, что хочет поймать того, кто бросает детей в воду. Спасение детей — это реакция. Попытка найти и обезвредить того, кто бросает их в воду, — предотвращение проблемы. Отсюда и название книги — «Вверх по течению».
Как правило, заметной и вознаграждаемой бывает именно реакция, а не борьба с проблемой до ее возникновения. Все знают, как важна работа полицейского, который борется с преступностью с применением силы: оружия, ареста, задержания. И мало кто обращает внимание на профилактику преступности, работу с детьми из неблагополучных семей, создание условий для их физической активности, стремление заинтересовать увлекательным делом. То же самое происходит с патрулированием улиц: один полицейский стоит на видном месте и действует на водителей как сдерживающий фактор. Другой прячется, дожидаясь нарушения, и как только видит превышение скорости, останавливает машину и выписывает штраф. На службе будут поощрять того, кто выписывает штраф — потому что его работу можно измерить в количестве штрафных квитанций. Но как измерить работу по профилактике нарушений, за что поощрять полицейского, который просто стоит на виду? Возможно, он предотвратил множество аварий, потому что никто не превышал скорость, но как это доказать и измерить?
Эта книга о том, что усилия на всех уровнях надо сосредоточить на стратегии «вверх по течению», чтобы действительно решать проблемы, а не бороться с их симптомами.
Важные идеи книги.
Идея № 1. Когда мы не видим проблему или не считаем ее своей, мы не можем ее решить
Автор называет это явление проблемой слепоты и считает ее одним из барьеров для восходящего мышления.
В Чикаго в 1998 году только половина учеников государственных школ получала выпускной диплом, остальные бросали учебу. Школы уже смирились с таким уровнем отсева. В комитете образования считали, что уход из школы происходит по объективным причинам: бедность, невысокий уровень образования в семье, неправильное и недостаточное питание, эмоциональные переживания и прочее. Кроме того, половина детей относилась к учебе спустя рукава: они прогуливали уроки и не делали домашние задания. Так продолжалось из года в год, пока в Чикагском университете не провели ряд исследований, предсказывающих, какие ученики бросят учебу, а какие благополучно закончат школу. По данным этих исследований, оказалось, что в девятом классе происходит переломный момент, от которого зависит, продолжится учеба или нет.
До девятого класса школа считается начальной, а после девятого — старшей, дети как бы