Семь грехов памяти Спринт бестселлера «The Seven Sins of Memory»
О чем эта книга?
Если кратко — о том, почему мы не можем доверять собственным воспоминаниям, как нас подводит память и можно ли это исправить.Каждый человек уверен, что в точности помнит события прошлого. Что-то стирается из памяти, но то, что остается, мы считаем абсолютно достоверным фактом. Но так ли это на самом деле?
Мы зависим от памяти, формируем свой опыт на ее основе, приобретаем необходимые знания. Мы не задумываемся, может ли она искажать прошлое, воспринимая ее как должное, и только случайно можем обнаружить, что она не очень-то надежна.
В своей книге Дэниел Шактер рассказывает о несовершенстве памяти и его причинах. Память нас подводит, но мы можем обнаружить ее ошибки и нейтрализовать их. Сегодня проблемы с памятью очень распространены даже среди молодых людей. Мы забываем о назначенных встречах, не можем вспомнить имя при виде знакомого лица, место, куда положили ключи или бумажник, не говоря уже о названии фильма или книги. А ведь нужно помнить ПИН-коды, пароли к личным кабинетам и социальным сетям и тому подобное. Помимо обычной рассеянности все шире распространяется болезнь Альцгеймера, так что понимание механизма памяти весьма актуально.
Автор вспоминает загадочную историю Бенджамина Вилькомирского, который в 1996 году написал книгу «Фрагменты: мемуары детства 1939–1945». Это были страшные воспоминания, яркие и отчетливые. Эти воспоминания вернулись к Вилькомирскому после психотерапии, как он считал, они были подавлены и забыты. Книга принесла автору славу и сочувствие, но в 1998 году обнаружились странные факты.
Он обнаружил, что на самом деле его зовут Бруно Досеккер, родился он в 1941 году и был отдан матерью-одиночкой на усыновление в благополучную швейцарскую семью Досеккеров. Его детство прошло в Швейцарии, ужасов нацизма он знать не мог, поскольку никогда не был в немецком концлагере. Тем не менее Досеккер-Вилькомирский был абсолютно уверен, что действительно все это пережил.
И таков не только Вилькомирский: мы все искажаем свое прошлое. Помните ли вы, что с вами было в первом классе? Как звали учителей? Занимались ли вы в спортивной секции? Наказывали ли вас родители шлепками или поркой во время учебы? Примерно такие вопросы задавали во время исследования студентам-первокурсникам и мужчинам в возрасте от 40 до 50 лет. Если примерно 90% первокурсников еще помнили события начальной школы, включая неприятные, то у трети взрослых наказания совершенно стерлись из памяти.
Некоторые переживания бесследно исчезают из нашего сознания, в особенности болезненные. Стоит ли хранить их в памяти? Почему это происходит? Многие ученые работают над изучением особенностей запоминания, но все еще нет конкретного ответа на вопрос, каким образом память вводит нас в заблуждение.
Автор смотрит на несовершенство памяти под новым углом.
Идея № 1. Семь грехов памяти помогают нам лучше понять себя
Автор предлагает разделить погрешности памяти на 7 так называемых грехов:
- скоротечность,
- рассеянность,
- блокировка,
- приписывание,
- внушаемость,
- предвзятость и
- навязчивость.
Грехи бездействия — рассеянность, скоротечность и блокировка. До нашего ума не доходит какой-то факт или идея. Скоротечность проявляется с возрастом, когда память постепенно ослабевает. Сегодня мы можем сказать, чем занимались вчера или последние несколько часов, но вряд ли вспомним, что делали полтора месяца или полгода назад. Скоротечность памяти — одна из главных ее характеристик и первый из ее грехов.
Второй грех — рассеянность — затрагивает как память, так и внимание. В этом состоянии мы забываем о важных вещах, потому что нас отвлекает множество мелочей и мы не фокусируемся на главном. Мозг не воспринимает важную информацию, когда занят обработкой этих мелочей.
Блокировка (третий грех) происходит при настойчивых попытках что-то припомнить. Что-то будто исчезает из нашего