Спринт
Спринты — краткие обзоры ключевых идей из книг жанра нон-фикшн

Мы иррациональны. Предсказуемо иррациональны Спринт бестселлера Дэна Ариели «Предсказуемая иррациональность»

Ловушки · Категория: Психология, Особое мнение, Маркетинг
Скачать: pdfepubfb2mobi
Убрать из избранного
В избранное

О чем эта книга?

Если кратко — о том, как предсказывать поведение людей с помощью психологии и техник экономического анализа данных.

Наша психология таит в себе множество загадок. Удивительно, как подчас иррационально мы себя ведем. И что еще более удивительно, так это то, что наше поведение предсказуемо иррационально. В своем бестселлере «Предсказуемая иррациональность» Дэн Ариели рассказывает о системных ошибках поведения людей и о том, как понимание иррациональности человеческого поведения перевернуло некогда незыблемые постулаты экономической теории, рассматривавшей людей как рациональных индивидов.

Дэн Ариели исследует феномены, связанные с относительно новым направлением — поведенческой экономикой.

В классической экономике предполагается, что все люди являются рациональными субъектами и соответствующим образом действуют. То есть они сравнивают между собой все возможные варианты и выбирают из них наилучший. Если индивид допускает ошибку, то рыночная сила это быстро исправляет. Эти допущения о рациональном поведении позволили экономистам делать далеко идущие выводы относительно налогообложения, государственного регулирования, здравоохранения и ценообразования. Но последние исследования человеческого поведения кардинально опровергают такой подход.

Рассмотрим основные идеи из книги Дэна Ариели, подтверждающие нашу иррациональность и её предсказуемость.

Идея № 1. Мы все познаем в сравнении

Автор приводит интересный пример, с которым он сам столкнулся, — рекламу подписки журнала Economist. В этой рекламе предлагалось оформить один из трех вариантов подписки:

  • только онлайновую версию за 59 долларов,
  • подписку на печатную версию за 125 долларов и
  • подписку на печатную и онлайновую версию за 125 долларов.

Как вы, возможно, заметили, по стоимости два последних варианта одинаковы, но тот, в котором предлагают обе версии подписки, кажется определенно более выгодным. Это вовсе не ошибка или недосмотр. Это пример намеренного манипулирования с целью заставить потенциального подписчика пропустить первый вариант и обратить внимание на более дорогостоящий.

В чем суть этого приема? Он основан на нашей психологической особенности. Мы можем оценить преимущество какого-либо варианта только сравнивая его с другими. Мы не можем оценить абсолютную ценность той или иной вещи, а только относительную.

Таков принцип действия нашего мышления

Есть вопросы?
Напишите нам на [email protected] или воспользуйтесь
формой обратной связи
Полная версия этого материала доступна только подписчикам

C нами уже более 4 000 читателей. Присоединяйтесь!

Оформив подписку, вы получаете:
— полный доступ ко всем спринтам и канбанам, в том числе новым, на весь срок подписки;
— доступ к аудио-версиям наших материалов;
— возможность читать ключевые идеи из книг, которые ещё не изданы на русском;
— все книги-марафоны в подарок.

Узнавайте ключевые идеи и полезные концепции из популярных бизнес-книг и других книг жанра нон-фикшн, которые давно хотелось прочесть, но не было времени!