Министерство здравого смысла: избавляемся от корпоративного бреда Спринт бестселлера Мартина Линдстрома «Департамент здравого смысла»
О чем эта книга?
Если кратко — о том, что происходит в компании, когда бюрократические процедуры и списки правил вытесняют здравый смысл, и о том, что поможет его вернуть.Автора книги, известного консультанта по менеджменту и брендингу Мартина Линдстрома, нанимают компании, чтобы продумать стратегию бренда, раскрыть новые идеи, улучшить позиционирование или клиентский опыт. Однако вскоре после начала работы ему становится очевидным тот факт, что основная проблема неудовлетворительной работы сотрудников, плохой атмосферы в коллективе, разочарования клиентов, отсутствия инноваций и новых идей состоит в отречении компании от здравого смысла, в замене его процессами и процедурами, часто абсолютно бессмысленными.
Так, автор приводит пример компании, которая, стремясь упростить работу над проектами, начала использовать акронимы, которых оказалось так много, что сотрудники не могли их запомнить. Компании даже пришлось создавать внутренний словарь акронимов (обозначаемый акронимом), но она продолжила наказывать сотрудников, когда те использовали полные выражения вместо сокращенных.
Пандемия COVID-19 лишь усугубила проблемы здравого смысла. Так, в Милане был принят закон, ограничивающий количество туалетов для посетителей ресторанов. Владельцы ресторанов оставляли открытой только одну кабинку, в результате в нее выстраивались очереди из посетителей, которым приходилось тесно контактировать друг с другом в ожидании своей очереди в узких коридорах. Другой пример — авиакомпания, услугами которой пользовался автор. Она тщательно следила за соблюдением на борту санитарных норм пассажирами и обеспечила всех антисептиком, но когда пришло время довезти пассажиров до терминала, все оказались в одном битком набитом автобусе.
Это лишь малая часть примеров того, как за процедурами теряется здравый смысл, в какой бы сфере это ни происходило. Однако мало кто из руководителей способен признать, что его компания утратила здравый смысл. Опыт автора свидетельствует о том, что руководители чаще всего отрицают проблемы со здравым смыслом. В то же время чем крупнее организация, тем больше у нее проблем со здравым смыслом.
О том, почему так происходит и что с этим можно сделать, у автора есть несколько важных идей.
Идея № 1. Проблемы в обслуживании клиентов часто сигнализируют о внутренних проблемах компании
Однажды Линдстром никак не мог разобраться, как включить телевизор в номере отеля — на пульте было несколько блоков, он был перегружен наборами стрелок и кнопок с цифровыми и буквенными обозначениями. Автор смог включить телевизор, только после того как стал нажимать на все кнопки подряд. Через некоторое время он встретился с инженером компании, создавшей пульт, который объяснил ему, что в процессе разработки отделы компании никак не могли между собой договориться, поэтому пульт поделили на зоны ответственности, соответствующие каждому подразделению. Казалось, что инженер будто гордится решением, которое нашла его компания. Однако то, что представителям компании казалось изящным решением, для пользователей стало пыткой. Ситуация с пультом является наглядным примером потери организацией здравого смысла — она была так увлечена решением своих внутренних проблем и борьбой за власть,