Спринт
Спринты — краткие обзоры ключевых идей из книг жанра нон-фикшн

Мое! Как скрытые правила собственности контролируют нашу жизнь Спринт бестселлера Майкла Хеллера и Джеймса Зальцмана «Mine!»

Впервые на русском · Категория: Бизнес, Впервые на русском, Особое мнение, Психология
Скачать: pdfepubfb2mobi
Убрать из избранного
В избранное

О чем эта книга?

Если кратко — о скрытых правилах, с помощью которых люди определяют, кому что принадлежит, о психологии собственности и владения и о парадоксах, к которым это приводит.

Майкл Хеллер и Джеймс Зальцман — преподаватели, готовящие юристов, бизнесменов и защитников окружающей среды. Одни из фундаментальных понятий юриспруденции — собственность и владение. И, как авторы выяснили за годы работы, большинство представлений людей о собственности ошибочны.

«Мое!» — часто первое слово, которое произносит младенец. Но как человек определяет, что заполучил что-то в собственность? Авторы обнаружили, что люди руководствуются шестью основными правилами, шестью историями, которые мы себе рассказываем:

— Это мое, так как я первый;

— Это мое, потому что я держусь за это;

— «Что посеешь, то и пожнешь»: это мое, так как я заслужил это тяжелым трудом;

— Это мое, так как я здесь живу;

— Мое тело — моя собственность;

— «Кроткие наследуют землю».

Взгляд на собственность, как правило, бинарный: это или мое, или не мое. Все просто и ясно, но, как оказалось, не совсем, потому что сегодня возникает все больше конфликтов, связанных с частной собственностью и общественным контролем.

Могут ли домовладельцы полностью располагать своими домами или на них распространяются какие-то ограничения? Можно ли использовать клетки пациентов, взятые для анализа, для научных исследований без их согласия? Чьей собственностью является пространство между двумя креслами в самолете, кто имеет на него право — пассажир, который хочет откинуть сиденье, или тот, кто сидит сзади и бережет свои колени?

Пассажиры с длинными ногами хотят использовать устройство «Защита колена», стопорящее переднее кресло. Усталые пассажиры считают, что имеют право откинуться и отдохнуть. Авиакомпании могли бы отрегулировать этот вопрос, увеличив расстояние между сиденьями, или установив правила, или сделав сиденья фиксированными (так поступают некоторые бюджетные авиакомпании).

Но их примеру следуют немногие: большинство авиакомпаний предпочитает втискивать два кресла в место, куда когда-то влезало только полтора. Пассажиры устраивают бои, отстаивая свои права, а авиакомпании извлекают экономическую ценность из преднамеренной двусмысленности.

О том, чем руководствуются люди при определении права собственности и как этим можно манипулировать, у авторов есть несколько важных идей.

Глава № 1. Право первенства создает много юридических казусов

В США любой желающий может попасть в зал Верховного суда и понаблюдать за процессом. Для публики всегда доступны 100 мест, и если прийти пораньше, можно их занять. Логично предположить, что места достанутся первым в очереди. Но это лишь теория.

Люди занимают очередь за день до особо громкого процесса: приходят со складными стульями, спальными мешками, повербанками для смартфонов. Они сами следят за порядком: смотрят, чтобы никто не влезал на чужое место, придерживают очередь, пока кто-то отлучился в туалет, и так далее. Однако, когда время открытия зала вот-вот наступит, в начале очереди оказываются хорошо одетые и свежие мужчины и женщины, явно ночевавшие не на улице. Они раньше всех входят в зал суда и занимают лучшие места, пока другие все еще стоят за дверью.

Компании заранее нанимают людей, часто бездомных, чтобы они создали очередь и держали ее. В последнюю минуту

Есть вопросы?
Напишите нам на help@makeright.ru или воспользуйтесь
формой обратной связи
Полная версия этого материала доступна только подписчикам

C нами уже более 4 000 читателей. Присоединяйтесь!

Оформив подписку, вы получаете:
— полный доступ ко всем спринтам и канбанам, в том числе новым, на весь срок подписки;
— доступ к аудио-версиям наших материалов;
— возможность читать ключевые идеи из книг, которые ещё не изданы на русском;
— все книги-марафоны в подарок.

Узнавайте ключевые идеи и полезные концепции из популярных бизнес-книг и других книг жанра нон-фикшн, которые давно хотелось прочесть, но не было времени!