Как сделать рабочий день хорошим Спринт бестселлера Кэролайн Уэбб «How to Have a Good Day»
О чем эта книга?
Если кратко — о том, как последние открытия нейробиологии и поведенческой науки помогут улучшить рабочий день и повысить удовлетворенность работой и жизнью в целом.Кэролайн Уэбб, автор книги, вспоминает свое первое рабочее место — она устроилась клерком в небольшой супермаркет. Зарплата была маленькой, должность не давала шанса на рост, включала много дополнительных обязанностей, в том числе уборку и раскладку товара на полках. Она носила старую униформу, ее менеджер был не особенно вежливым. Но все же ей нравилось. Атмосфера была товарищеской, клиенты — благодарными, и Кэролайн ощущала себя нужной.
После окончания колледжа она получила куда более перспективную работу — её приняли на должность исследователя в экономический институт и даже выделили отдельный кабинет. Все это было престижно и хорошо оплачивалось, но она почему-то чувствовала себя несчастной и никому не нужной. Никто, казалось, не интересовался тем, что она делала, хотя она старалась писать серьезные доклады на важные темы. И, несмотря на то, что многие выпускники могли только мечтать о подобном, она все равно с трудом заставляла себя приходить на работу и с облегчением вздохнула, когда закончился ее контракт.
С тех пор автор перепробовала себя во многих профессиях. Она заметила, что престиж и высокая оплата должности никак не связаны с удовлетворением от работы: можно быть несчастным менеджером и счастливым плотником.
На работе, какой бы она ни была, нужно с удовольствием тратить свои умственные и эмоциональные силы, чтобы она приносила настоящее удовлетворение. Многие клиенты автора на хороших должностях со временем переутомлялись и разочаровывались, не в силах работать лучше и больше, не говоря уже о том, чтобы делать это с удовольствием. Потеря удовлетворенности на работе ведет к потере человеческого потенциала, когда люди не могут трудиться с полной отдачей.
Как сделать так, чтобы наши рабочие дни были плодотворными? 12 лет, проведенные Уэбб в консалтинговой компании McKinsey, помогли ей ответить на этот вопрос. В процессе консультаций она изучила повседневную жизнь людей разных профессий и потратила много времени на изучение поведения и отношений внутри организаций.
Инструментом для изучения всего этого стали три вопроса, обращенные к клиентам.
Первый — что значит для них хороший рабочий день.
Второй — как выглядит плохой рабочий день.
И третий — что нужно сделать, чтобы хороших дней было больше.
На этом и сосредоточила свои силы Уэбб, помогая сотрудникам построить взаимоотношения и правильно организовать рабочий процесс. Порой совсем небольшие изменения, например, в том, что касалось установки приоритетов или обсуждения разногласий, приводили к полному изменению рабочего процесса: производительность росла, а вместе с ней и удовлетворенность своим трудом. Рекомендации Уэбб были основаны на поведенческой науке и экономике, но для полноты картины она дополнила их изучением психологии и нейробиологии.
Большинство ответов о хорошем дне, которые Кэролайн получала многие годы, были похожи. Хороший день — это когда человек радовался своей продуктивности и когда у него было понимание того, что его знания кому-то пригодились. Кроме того, радовала поддержка коллег, которые подпитывались энергией друг друга, увеличивая производительность. После такого дня люди чувствовали не усталость, а прилив сил. И не потому, что они не особо выкладывались — просто чувство удовлетворения было сильнее усталости.
Не всегда хорошие дни на работе зависят целиком от нас. Коллега со скверным характером или неправильно организованный процесс производства способны ухудшить ощущение удачного дня. Но на все можно повлиять, включая настроения людей и собственный эмоциональный настрой. Мы в силах сделать день таким, каким нам хочется, если будем знать о некоторых особенностях нашего мозга.
О том, как улучшить рабочий день, у автора есть несколько важных идей.
Идея № 1. Для создания хорошего дня нужно определить вашу цель, отношение и внимание
Кэролайн Уэбб вспоминает один из своих рабочих дней, когда она совершила несколько ошибок подряд. С утра она была в плохом настроении: начиналась ее первая рабочая неделя, и ее ожидал проект, который она сочла неинтересным. Им уже занимался старший коллега по имени Лукас, а Уэбб должна была помогать ему, взяв на себя контакты с клиентами. Лукас занимался аналитикой и генерацией идей. Утром должна была состояться встреча всей команды с новыми клиентами, к которой автор едва успела подготовиться. Она не выспалась, была уставшей и раздраженной. Встреча проходила в тесной комнате с низкими потолками, люди сидели в ряд, глядя в затылки друг другу.
Лукас на встрече изложил свои выводы, твердо зная, что он хочет сказать. Кэролайн по мере сил старалась вносить свой вклад, дополняя его и объясняя клиентам их новые возможности. Но ей показалось, что от нее мало толку: складывалось впечатление, что дискуссия вообще никому не нужна,