Спринт
Спринты — краткие обзоры ключевых идей из книг жанра нон-фикшн

Гид по хорошей жизни Спринт книги Уильяма Б. Ирвина

Впервые на русском · Категория: Психология, Саморазвитие, Аудио-версии, Впервые на русском
Скачать: mp3pdfepubfb2mobi
Убрать из избранного
В избранное

О чем эта книга?

Если кратко — о том, как можно применять знания, полученные от древних философов, в современной жизни.

Книга профессора философии Уильяма Б. Ирвина «Гид по хорошей жизни» рассказывает об учении античных философов–стоиков и о том, чем их философия полезна современному человеку.

Автор на собственном опыте убедился, что практика стоицизма повышает удовлетворённость жизнью, делает её наполненной и осмысленной, помогает лучше противостоять невзгодам и правильно относиться к несовершенствам других людей и своим собственным. Стоицизм, по мнению автора, способен стать настоящей личной философией.

Почему учение стоиков достойно стать и вашей личной философией?

Идея № 1. Наши проблемы, по сути, мало чем отличаются от проблем людей, живших две тысячи лет назад

Уильям Ирвин отмечает, что чтение трудов стоиков заставляет сделать вывод о том, как мало изменилась психология человека за тысячи лет. Людей занимает все то же — отношения с другими людьми, страх потерь, болезней, бедности, стремление к комфорту, удовлетворение все возрастающих желаний, самореализация.

Стоицизм, который возник в Древней Греции более двух тысяч лет назад, был не просто философским учением о природе вещей, а практической системой. Стоиков занимало не бесплодное теоретизирование, а человеческая психология. То, почему люди страдают, и как сделать так, чтобы они чувствовали себя лучше. Это универсальные вопросы, которые все так же волнуют современных людей, как и тех, кто жил тысячи лет назад. У стоиков были ответы на эти вопросы. И они вполне применимы в жизни современных людей.

Стоицизм развился как учение в 3 веке до н. э. в Древней Греции благодаря Зенону Китийскому, а затем ещё большее развитие получил в Древнем Риме, где его практиковали Сенека, Гай Музоний Руф, Эпиктет и Римский император Марк Аврелий.

В массовом сознании существует представление о стоике как о достаточно черством, безэмоциональном человеке, аскете, равнодушном к радостям жизни или даже отвергающим их. Это лишь стереотип. Учение стоиков было лишено такого рода крайностей. Стоики не призывали отказываться от радостей жизни, напротив, человек, практикующий стоицизм, вполне мог наслаждаться комфортом и хорошими вещами. Но при этом не становиться их рабом — не привязываться и в случае необходимости отказаться от них без сожаления. Поэтому быть стоиком не значит жить без удовольствия и радости, быть стоиком — значит быть внутренне готовым принять любую судьбу.


Идея № 2. У стоиков были две главные цели — достигнуть добродетели и спокойствия

В отличие от греческих, римские стоики не разделяли добродетель и спокойствие, для них эти две цели представляли собой одну. Спокойствие они считали неотъемлемым качеством добродетельного человека.Для современного человека эти цели, скорее всего, прозвучат не очень впечатляюще. Тем не менее, стоит разобраться, что понимали стоики под добродетелью и спокойствием.

Быть добродетельным в понимании стоиков означало жить в согласии со своей природой и со своим предназначением. В чем видели предназначение человека стоики? Они указывали, что человек — единственное существо, наделённое разумом. Быть разумным — вот предназначение человека. Цель жизни человека — стремиться к мудрости. Мудрость же, с точки зрения стоиков, — это свобода от суеты. Но стоики понимали, что никто не может быть идеально мудрым, поэтому мудрость они считали скорее ориентиром, чем достижимой целью.

Второй не менее важный аспект учения стоиков — достижение спокойствия. Но спокойствие в их понимании — это не пассивность, безинициативность и не то, за что современные обеспеченные женщины платят в спа-салонах. Стоическое спокойствие — это не расслабленность, а психологическое состояние, в котором нет негативных эмоций, таких как гнев, печаль, беспокойство, но есть положительные эмоции, такие как радость и удовлетворённость.

Спокойствие не делало стоиков покорными судьбе. Напротив, пассивность противоречила их убеждениям. Они были активными участниками исторических событий, за что часто навлекали на себя гнев могущественных врагов, и многие стоики провели значительную часть жизни в ссылке.


Идея № 3. Чтобы стать счастливее, направьте внимание не на то, чего вам не хватает, а на то, что у вас уже есть

Что происходит, когда вы достигаете того, к чему сильно стремились? Например, покупаете новый более просторный дом или получаете повышение по должности? Как долго вы чувствуете себя счастливым? А что происходит потом?

Положительные эмоции утихают, и вы вновь начинаете желать большего — ещё больший дом, ещё более высокую должность. Удовлетворение не длится долго, и то, чего мы некогда страстно желали достичь, мы начинаем воспринимать как само собой разумеющееся.

Психологи Шейн Фредерик и Джордж Ловенстайн назвали этот феномен «гедонистической адаптацией». Они изучали победителей лотерей и пришли к интересным выводам. Казалось бы, человек, выигравший в лотерею очень крупную сумму денег, должен постоянно наслаждаться жизнью. Но как показали исследования, после недолгого периода эйфории «счастливчики» возвращались в своё привычное состояние и ощущали себя точно так же, как и до выигрыша.

Феномен гедонистической адаптации проявляется так же и в романтических отношениях. Когда человек начинает новые отношения, он чувствует себя на пике счастья, но затем привыкает к партнёру, считая его присутствие само собой разумеющимся. Отношения остывают, и человек начинает желать встретить кого-то более интересного.

То, что люди склонны к «гедонистической адаптации», очень выгодно маркетологам. Смартфон, который вы купили полгода назад, не вызывает никакой радости, ведь только что вышла новая модель. И конечно, новинка улучшит ваше настроение. Но сколько это будет длиться? Через какое-то время все повторится — новый смартфон перестанет быть новым и желанным, но само ваше желание не утихнет. Проблема в том, что человек ошибочно полагает, что удовлетворение этого желания сделает его счастливым.

Стоики считали, что человеку необходимо остановить этот процесс, «развернуть» гедонистическую адаптацию обратно. Каким образом? Ответ стоиков поражает своей элегантной простотой — нам нужно захотеть то, чем мы уже обладаем. Для этого они практиковали негативную визуализацию.


Идея № 4. Используйте негативную визуализацию, чтобы понять ценность того, чем вы обладаете, и… быть готовым потерять это

Мы можем прилагать массу усилий, чтобы уберечь себя от разного рода неприятностей. Но все равно никто никогда не даст нам гарантию, что все будет только хорошо.

Стоики считали, что людям необходимо регулярно представлять, что они теряют то, что есть в их жизни — своих близких, друзей, здоровье, внешность, работу, имущество, свободу. Это помогает человеку осознать ценность того, что он уже имеет, понять, что все, что он воспринимает как данность, вовсе таковым не является, и что всего этого он может лишиться.

Этот психологический приём называется негативной визуализацией, и он — один из самых действенных инструментов стоицизма.

Но для чего постоянно думать о том, что может случиться что-то плохое? Разве негативная визуализация не превратит человека в законченного пессимиста? Вовсе нет. Чтобы показать цель негативной визуализации, представим две пары. В одной паре муж мало времени проводит с женой, больше времени уделяя работе и встречам с друзьями. Он часто выражает недовольство, срывается и придирается по мелочам. И хотя он любит свою жену, он мало это показывает. Он может сказать что-то обидное и несправедливое, а когда появляется возможность провести время с женой, он предпочитает уткнуться в газету или в планшет. Он уверен, что жена будет с ним всегда, он считает её присутствие в его жизни само собой разумеющимся.

В другой паре муж практикует негативную визуализацию. Понимая хрупкость и непостоянство жизни, он дарит внимание и время своей супруге. Он осознаёт, что ничто не дано ему навсегда, поэтому использует каждое мгновение. Отношения этой пары обладают глубиной, которая отсутствует в отношениях первой пары.

Представим, что и в первой и во второй паре произошла трагедия — мужья потеряли своих жён в результате несчастного случая.

И тот и другой тяжело переживают утрату, но в первом случае к боли утраты примешиваются невыносимые чувства вины и сожаления о несделанном, о невозможности повернуть время вспять и сделать все правильно, о несказанных словах, об упущенных возможностях насладиться ощущением близкого человека рядом.

Негативная визуализация возвращает людей к тому, что по-настоящему ценно.

Практикуя её, люди перестают воспринимать то, что их окружает, как данность. Негативная визуализация помогает осознать, что «то, что случается только с другими» может произойти и с нами. Но задача негативной визуализации вовсе не в том, чтобы погрузить человека в депрессию. Напротив, она помогает сделать жизнь наполненной и осмысленной и ощущать большую радость от того, что мы имеем. Она помогает приготовить себя к естественным жизненным изменениям.

Именно для того чтобы в полной мере осознать ценность того, что нам дано, стоики советовали представлять смерть — свою и близких. Даже прощаясь с другом, стоики советовали представлять, что вы встречались в последний раз и больше не увидитесь.

Стоики советовали жить так, будто каждый день — последний. Но это не означает, как неправильно поймут многие, потратить все деньги и с головой уйти в развлечения. Суть в том, чтобы регулярно напоминать себе о том, как замечательно, что у нас вообще есть возможность жить. Если вы цените свою жизнь, то естественно, что увеличивается удовольствие от жизни. Вы больше не считаете данностью то, что обычно люди воспринимают таковым, — еду, комфорт, возможность передвигаться, видеть мир, общаться с другими, а наконец понимаете, как много на самом деле вам дано.

Важно отметить, что хотя негативная визуализация и помогает принять свои текущие условия и больше ценить то, что мы имеем, стоики вовсе не призывали оставаться в подчиненном положении или терпеть несправедливость. Они считали, что необходимо улучшать плохое положение, но до тех пор пока этого не удалось добиться, нужно уметь принять то, что есть, и не роптать на судьбу.


Идея № 5. Не только представляйте, но иногда и живите так, будто с вами случилось что-то плохое

Скорее всего, большинству читателей этот совет покажется, по меньшей мере, странным. Но стоики считали, что помимо того, что нам полезно практиковать негативную визуализацию, нужно ещё и периодически жить так, будто произошло то, что мы представляли. Так, стоики испытывали себя дискомфортом — например, они временно носили плохую одежду, голодали и жили в худших условиях, чем могли себе позволить.

Смысл этой практики вовсе не в обучении мазохизму, а в ментальной тренировке. Она помогает понять, так ли мы нуждаемся в том, из-за чего тревожимся, и ради чего так усердно работаем. Стоики обращали внимание, что очень многие вещи, которые представляются нам необходимыми, на самом деле нам не нужны. Но мы этого не поймём, пока не попробуем жить без них.

Эта практика поможет обнаружить, что вы способны обходиться немногим, возможно, она откроет глаза на то, что вы тратите своё время, чтобы добиться того, чего, на самом деле, вам не нужно. А это, в свою очередь, поможет освободить время и энергию для достижения более значимых для вас целей.

Кроме того, эта практика поможет больше ценить комфорт и наслаждаться благами цивилизации и в то же время знать, что вы достаточно сильны, чтобы обойтись без них. Такая ментальная тренировка — хороший способ осознать, что комфорт — это ваш раб, а не хозяин.


Идея № 6. Не пытайтесь контролировать то, что нельзя контролировать. Ставьте цели, которые находятся в зоне вашего контроля, и вы станете неуязвимым

Стоики обратили внимание на то, что люди часто волнуются из-за того, влиять на что не в их власти. Стоики считали, что человеку нужно сосредоточить своё внимание не на том, что мы не можем контролировать, а на том, что можем. Первое — источник стресса, второе — счастья.

Какими же должны быть цели, чтобы их достижение делало нас счастливыми?

Чтобы разобраться, рассмотрим пример.

Сотрудник отдела продаж ставит перед собой план — заключить в месяц сделок на 1 млн. Правильная ли это цель? Она конкретна и привязана ко времени и кажется, что от сотрудника зависит её достижение. Мы часто ставим для себя такие цели, но проблема в том, что они не полностью в нашей власти — подобные цели не учитывают влияния внешних факторов — стараний конкурентов, задержку поступлений от клиентов, спад в экономике, возможность болезни, которая выведет сотрудника из строя или даже увольнение. С точки зрения стоиков, глупо ставить перед собой цели, которые находятся вне зоны нашего полного контроля. Вы ведь не ставите себе цель добиться солнечной погоды назавтра. Постановка цели, которая не в вашей власти или даже не полностью в вашей власти, становится источником постоянного стресса и тревоги.

Какую цель должен был поставить сотрудник отдела продаж, с точки зрения стоиков?

Цель, достижение которой зависит только от него. Что же зависит только от нас? Это наши усилия, способность выбирать и контролировать цели и ценности.

Цели, достижение которых в полной власти сотрудника отдела продаж из примера — приложить максимальные усилия, быть полностью сосредоточенным, работать добросовестно.

Концентрация на том, что зависит только от вас, сделает вас абсолютно неуязвимым перед внешними факторами. Если вы знаете, что сделали все, что могли, даже проигрыш не выведет вас из себя. Ничто не сможет нарушить ваше спокойствие и поколебать внутреннюю уверенность.

Интересно, что если сотрудник отдела продаж из примера сосредоточится не на том, чтобы заключить какое-то количество сделок, а на том чтобы выполнить свою работу максимально хорошо, то это наверняка отразиться и на его результатах, ведь он перестанет беспокоиться о том, что от него не зависит, и направит свою энергию в нужное русло.

Будьте осторожны, ставя цели перед собой. Они могут стать источником постоянного напряжения. Чтобы этого не произошло, преобразуйте внешние цели во внутренние.

Например, вы любите кого-то и хотите, чтобы этот человек полюбил вас. Но нет смысла ставить себе цель заставить его полюбить вас — достижение этой цели не в вашей власти. Поэтому правильная цель, с точки зрения стоиков, — вести себя так, чтобы проявить всю свою любовь к этому человеку. И скорее всего, именно тогда он и полюбит вас, ведь вы направите усилия не на то, чтобы показать, какой вы, а на то, чтобы сделать счастливым его.


Идея № 7. Стоицизм поможет вам взаимодействовать с раздражающими людьми

Стоики рекомендовали не тратить своё время впустую, размышляя о том, кто и что сказал о вас или что подумал. Говоря метафорически, мы должны перестать подбрасывать дрова в пламя своих плохих эмоций.Одна из главных целей стоиков — достижение спокойствия. Но спокойствие человека подвергается воздействию наиболее раздражающего фактора — других людей. Однако стоики вовсе не советовали избегать социальных контактов. Напротив, они обращали внимание на то, что человек — существо социальное, и отсутствие связей с другими людьми делает его глубоко несчастным.

Каким же образом взаимодействовать с другими людьми?

Во-первых, стоики советовали быть избирательными в связях — не водить дружбы с людьми, цели которых противоположны вашим.

Во-вторых, стоики предлагали создать для себя некий «шаблон общения», основанный на ваших принципах. Он нужен для того, чтобы оставаться верным себе в случае, если другие люди будут пытаться сбить вас с вашего пути.

В-третьих, нужно понимать, что никакие меры не смогут уберечь вас от столкновения с раздражающими людьми. Марк Аврелий советовал присматриваться к себе, когда вы чувствуете раздражение по отношению к другому человеку. Что заставляет вас остро реагировать на недостатки других людей? Он советовал задумываться о своих недостатках, что, в свою очередь, поможет стать более терпимым к недостаткам других людей.

В-четвёртых, когда вы имеете дело с раздражающими людьми стоит напоминать себе, что если вы позволите себе разозлиться, то станет только хуже. Стоики обращали внимание, что последствия взаимодействия с раздражающими людьми станут для вас гораздо более губительными, если вы позволите себе злиться и раздражаться на них.

В-пятых, стоики советовали дисциплинировать свой ум, чтобы снизить негативное влияние других людей на нашу жизнь. Мы не можем контролировать поведение других людей, некоторые люди всегда будут вести себя так, как нам не нравится. Какой тогда смысл возмущаться и негодовать? В то же время в нашей власти контролировать свои мысли о других людях.


Идея № 8. Стоицизм научит вас правильно реагировать на оскорбления и критику

Одно дело, когда человек просто раздражает вас, и другое — когда оскорбляет. Практически все люди очень чувствительны к оскорблениям. Как стоики советовали реагировать на них?

Важно сказать, что стоики считали гнев и агрессию контрпродуктивными эмоциями, которые нарушают внутреннее спокойствие, поэтому они советовали их избегать. Это, однако, не означает то, что они советовали пассивно сносить оскорбления. У стоиков было несколько стратегий по нейтрализации этого яда.

Одна из стратегий — обезоруживающий юмор и самоирония. Сам автор использует эту стратегию, когда кто-то указывает, что он ведёт себя слишком эгоцентрично. Он отвечает, что обычно только к середине дня осознаёт, что помимо него на планете существуют ещё другие люди. Но что делать в случаях, когда не удаётся перевести ситуацию в шутку?

Когда вас кто-то оскорбляет, стоики советовали не вставать сразу в защитную позицию и готовить ответное оскорбление, а перевести ситуацию в рациональную плоскость, подумать, а что если обидчик прав? Так, если кто-то дразнит полного человека за то, что он толстый, жертве стоит подумать, а почему он воспринимает это как оскорбление, ведь это вполне очевидное замечание?

Кроме того, иногда стоит остановиться и подумать, насколько хорошо проинформирован ваш обидчик. Возможно, он просто недостаточно знает, и цели оскорбить вас у него нет. В этом случае лучшей стратегией будет не ответная злоба, а предложение все обсудить.

Кроме этого, если вы уважаете источник критики, то сможете вынести много полезного для себя из его нелестных высказываний. Так, некоторые учителя и руководители могут специально выводить учеников и подчинённых из себя, но не для того, чтобы оскорбить их, а для того, чтобы те показали лучшее, на что способны. В этом случае глупо злиться. Наоборот, стоит поблагодарить учителя или руководителя за возможность вырасти.

Но даже если источник критики не вызывает у вас никакого уважения, тоже глупо расстраиваться. Наоборот, стоит порадоваться, ведь очевидно, что если ему не нравится то, что вы делаете, значит, вы выбрали правильный путь.

В определённых случаях имеет смысл и наказать обидчика, но не с целью вымещения своей злобы, а так, как мать наказывает провинившегося ребёнка — для того, чтобы он усвоил, что правильно и что неправильно.

Неуязвимыми перед оскорблениями и критикой вас сделают ваши ценности — уверенность в том, что то, что вы делаете правильно, вне зависимости от того, что думают по этому поводу другие.

Иногда вообще не стоит реагировать на оскорбления. Наиболее сильная форма мести для оскорбляющего — это отказ становиться таким же как он и демонстрация того, что у вас просто нет времени на подобные глупости. Когда на вас лает собака, глупо расстраиваться, что она не одобряет вас, и лаять ей в ответ.

В основе стратегии стоиков по отношению к оскорблениям — выработка эмоциональной неуязвимости. Они отмечали, что люди так чувствительны к оскорблениям и так болезненно на них реагируют по одной простой причине — они стремятся получить одобрение других людей. Но для стоиков эта цель представлялась недостойной. Они указывали, что для достижения внутреннего спокойствия, необходимо стать равнодушным к мнениям других о нас.


Идея № 9. Стоицизм поможет вам переносить горе и быть готовым к изменениям

В жизни каждого человека происходят потери. Они вызывают самую сильную эмоциональную боль. Вопреки некоторым представлениям, стоики вовсе не считали, что можно заглушить или рационализировать боль от потерь. Вовсе нет. Они считали, что чувствовать эмоциональную боль естественно для человека. Эту боль они рассматривали как рефлексивный ответ психики. Как рука болит после ожога, так и после потери близкого человек испытывает психическую боль, и с этим ничего не сделать.

Быть сильным духом вовсе не означает перестать чувствовать боль. Но это и не значит, что человек, переживший горе, должен провести жизнь в трауре. Один из способов преодоления горя — это ретроспективная негативная визуализация.

Если при негативной визуализации человек представляет, как теряет то, что имеет, то при ретроспективной негативной визуализации он представляет, что он никогда и не имел то, что он потерял. Например, муж, потерявший жену, может представить, что было бы, если бы он вообще никогда её не встречал, что её никогда не было в его жизни. Эта практика смещает наше внимание с чувства потери на чувство благодарности за то, что у нас вообще была возможность иметь то, что мы потеряли.

Ещё один совет который дают стоики человеку, который никак не может выбраться из траура, состоит в том, чтобы задать себе вопрос — хотел бы человек, которого вы потеряли, чтобы вы провели всю оставшуюся жизнь в печали, никогда не радуясь жизни?


Идея № 10. Определите свои настоящие ценности

Стоики считали, что люди чувствуют себя несчастными, прежде всего, потому что они не понимают, что в их жизни по-настоящему ценно. Из-за этого они проводят жизнь, гоняясь за призрачным счастьем, лишающего их покоя и радости.

Такими ложными ценностями стоики считали славу, богатство, социальный статус, внешность, любые материальные блага.

Когда человек видит смысл своей жизни в том, чтобы получить одобрение других людей, то становится зависимым и лишается внутреннего спокойствия. Кроме того, стоики считали глупыми и жалкими честолюбивые стремления некоторых людей оставить после себя след на века. Стоики считали таких людей лишь рабами своего честолюбия, которые, обладая разумом, добровольно выбирают рабство, имея бесценную возможность быть свободными.

Стоики ценили внутреннюю свободу и избегали того, что могло дать другим власть над ними. Они считали, что только научившись быть равнодушным к чужому мнению и одобрению, человек сможет жить по-настоящему счастливой, наполненной и осмысленной жизнью.

Как отмечает автор, с точки зрения молодых людей может показаться, что стоицизм это философия неудачников, ведь она подвергает сомнению амбициозные цели вроде славы и богатства. Но как считает автор, жизнь большинства людей разворачивается по довольно печальному сценарию. Молодые люди живут предвкушением великих побед и огромных возможностей и в то же время обычно избегают обязательств. Подходя к тридцатилетию они уже понимают, что не всем их желаниям суждено исполнится, что время идёт, что они не ходят по красной ковровой дорожке, и что жизнь довольно трудна и несправедлива. И они впервые начинают чувствовать себя обманутыми.

Понравились идеи? Читай спринт Сила установки по книге Кэрол Дуэк «Гибкое сознание». О том, как сила установки влияет на развитие личности.Они прилагают множество усилий и, возможно, достигают многих целей, которые наметили для себя. Они продолжают верить, что ещё немного, и они заживут жизнью, о которой мечтают. Они даже могут достичь всего, о чем мечтали, но лишь затем, чтобы понять, что они такие же несчастные, как и были раньше. В этот период обычно наступает кризис среднего возраста, когда человек осознаёт, что с его целями что-то не то. Но чтобы справиться с кризисом, люди выбирают новые цели — другие лишь по форме, но не по сути.

С приближением старости человек начинает понимать, что все, что он воспринимал как должное, постепенно покидает его. Уходят близкие, ухудшается здоровье. Человек мог заключать миллиардные сделки, а теперь не в состоянии сложить два простых числа. Он мог пробегать десятки километров, а теперь с трудом доходит до туалета. Он пользовался успехом у противоположного пола, а теперь он никому не нужный немощный старик.

Ему придётся признать, что его жизнь прошла мимо него, и что он выбрал не те цели. Что может быть хуже, чем осознать в старости, что вы впустую растратили единственную жизнь, так и не поняв, что же в ней было ценного?

Стоицизм как жизненная философия помогает человеку найти ценности внутри себя — спокойствие и внутреннюю уверенность, — постоянный источник радости, который никто кроме нас самих не сможет нам дать, но который и никто кроме нас самих и не отнимет.

Правильная ли жизненная философия стоицизм? Как считает Уильям Б. Ирвин, лучше неправильная жизненная философия, чем её отсутствие. Человек без жизненной философии будет отчаянно отрицать естественные изменения жизни и свою смертность. Он обрекает себя на бег от одной иллюзии к другой, что в конечном итоге приведёт его к краху.

Заключительные комментарии

Книга Уильяма Б. Ирвина получила множество положительных отзывов читателей, которые отметили редкое сочетание простоты изложения с глубиной рассмотренных идей. Тем не менее, если посмотреть на эту книгу с точки зрения стоиков, главный критерий её качества будет то, поможет ли она читателям жить лучшей жизнью, — то, как хорошо она справляется с ролью гида по хорошей жизни. А этот критерий исключительно индивидуальный.

Всем, кто заинтересовался стоицизмом и решил его практиковать, Уильям Ирвин рекомендует не расстраиваться, когда кажется что нет никакого прогресса. Отступления назад естественны. Просто продолжайте свою практику, даже если прогресс кажется вам безнадёжным.

+ Достоинства

Книга Уильяма Б. Ирвина — пример того, какой должна быть литература по самопомощи — она содержит конкретные и простые советы, минимум «воды» и главное — убедительные и глубокие идеи.

− Недостатки

К сожалению, книга не издана на русском языке.

Убрать из избранного
В избранное