Спринт
Спринты — краткие обзоры ключевых идей из книг жанра нон-фикшн

Диффузия инноваций Спринт культовой книги «Diffusion of Innovations»

Впервые на русском · Категория: Бизнес, Впервые на русском, Маркетинг, Менеджмент, Аудио-версии
Скачать: mp3pdfepubfb2mobi
Убрать из избранного
В избранное

О чем эта книга?

Если кратко — о том, как распространяются новые идеи и можно ли инноватору повысить свои шансы на успех.

Эверетт М. Роджерс начал заниматься исследованиями инноваций еще в середине ХХ века. Он наблюдал за фермерской жизнью в своём родном штате Айова, где сельское хозяйство из года в год велось по старинке. Фермеры не обращали внимания на новые идеи и технологии, которые могли бы облегчить тяжелый труд и принести больше прибыли. Никто из них не спешил менять жизнь к лучшему и что-либо внедрять.

После того как Роджерс несколько лет исследовал сельскохозяйственные инновации, защитив по ним диссертацию, он перешел к изучению инноваций в сфере образования и медицины. Он заметил, что, несмотря на совершенно разные отрасли, географическое расположение и культуру, у распространения инноваций есть общие закономерности, что оно представляет собой универсальный процесс. Это подтвердили и дальнейшие исследования Роджерса. Он изучал распространение инноваций в Индии и Таиланде, и диффузионная модель постепенно охватывала все больше областей и культур. Закономерности, обнаруженные им в разных культурах, инновациях и людях-новаторах, принимающих и внедряющих изменения, стали основой книги. Именно распространение инноваций становится толчком для социальных изменений, которые двигают общество вперед. Процесс распространения новых идей и технологий автор называет «диффузией инноваций». Что значит диффузия? В переводе с латинского это значит «распространение, рассеивание, взаимодействие». Обычно это понятие используют в химии и физике для описания процессов перемешивания разных веществ, проникновения молекул одного вещества в другое. Автор же использует его для описания схожего процесса распространения новых идей и технологий в обществе.

В последнем издании книги, пятом по счету, Роджерс рассматривает обновленную модель диффузии с учетом последних исследований, новых концепций и теорий, так что в классическую модель диффузии были внесены небольшие изменения с поправкой на современность.

Большую роль в распространении инноваций сегодня играет интернет. Как коммуникативная интерактивная технология, он постепенно меняет процесс распространения, делая его доступным по всему миру, независимо от расстояния и географического положения.

Человеку не нравится чувство неопределенности, когда он рассматривает несколько альтернатив по поводу вероятности какого-нибудь события. Инновация предоставляет новую альтернативу и новые средства решения проблем. Но большинство из нас сначала настороженно относятся к изменениям, и потому ищут дополнительную информацию о них. Как правило, они обращаются к коллегам, преподавателям, знакомым, обсуждают новые идеи внутри своего круга. Субъективно воспринимаемая информация о новой идее постепенно передается от человека к человеку в процессе социального сотрудничества. Но до воплощения идеи в жизнь на стадии распространения еще очень далеко. Сделать так, чтобы новая идея прижилась и заработала, не так-то легко. Часто с момента появления инновации до ее внедрения проходят многие годы. На этом пути у многих новаторов возникают общие трудности, в какой бы сфере они ни работали.

О том, как распространяются новые идеи и технологии, что мешает этому процессу и что способствует, у автора есть несколько важных идей.

Идея № 1. Распространение инноваций — не столько технический вопрос, сколько субъективный социальный процесс

Когда инновация внедряется, происходит изменение социальной системы. Не настолько глобальное и быстрое, как, например, после революции, природного катаклизма или кардинальных политических реформ, но тем не менее оно приводит к определенным социальным последствиям. Многие новаторы считают, что преимущества их идей настолько очевидны, что нет смысла убеждать людей в том, насколько они хороши. Это ошибка. Как правило, инновации распространяются медленно и встречают на своем пути сопротивление, казалось бы, совершенно нелогичное.

В пример Роджерс приводит попытку остановить кишечные инфекции в сельских районах Перу. Этим занималась Служба общественного здравоохранения этой страны. Специалисты службы пытались приучить людей устанавливать туалеты, как можно чаще сжигать мусор, бороться с мухами и кипятить сырую питьевую воду.

Есть вопросы?
Напишите нам на [email protected] или воспользуйтесь
формой обратной связи
Полная версия этого материала доступна только подписчикам

Присоединяйтесь!

Оформив подписку, вы получаете:
— полный доступ ко всем спринтам и канбанам, в том числе новым, на весь срок подписки;
— доступ к аудио-версиям наших материалов;
— возможность читать ключевые идеи из книг, которые ещё не изданы на русском;
— все книги-марафоны в подарок.

Узнавайте ключевые идеи и полезные концепции из популярных бизнес-книг и других книг жанра нон-фикшн, которые давно хотелось прочесть, но не было времени!