Культы наизнанку: как люди попадают в них и как выбираются Спринт бестселлера Рика Алана Росса «Cults Inside Out»
О чем эта книга?
Если кратко — о том, как и почему люди попадают в секты и деструктивные культы и что помогает из них вырваться.Рик Алан Росс много лет изучает разные культы и методы борьбы с ними. Не все культы основаны на религии, но в большинстве из них присутствуют обман, вредные отношения и подавление воли.
Культы обычно не афишируют свою деятельность — они ищут последователей иным способом, действуя подальше от любопытных глаз. Ни образование, ни статус, ни интеллект не спасают от культов и сект. В своей книге Росс подробно описывает механизм расставленной ловушки, в которую попадают люди. Автор боролся с влиянием культов почти 30 лет, консультировал семьи и жертв культа. И борьба становится все тяжелее. Если в 1980-х годах в США были десятки специалистов, проводивших работу по вмешательству в культ, то сегодня их только несколько человек. Они работают в опасных условиях, им постоянно угрожают, преследуют, устраивают кибератаки — все это происходило и происходит с самим Россом. Кроме того, борьба с культами сложна этически и юридически — сложно понять, где проходит грань между свободой вероисповедания и рабством во имя культа. Поэтому Росс задумал свою книгу в том числе и как источник помощи семьям, в которых кто-то подпал под вредное влияние, и самим людям, которые неспособны объективно оценить, в какой опасности находятся.
Культ может принимать разные формы. Он может выступать как религиозная или духовная группа, или как коммерческое предприятие, программа диеты или физических упражнений, психотерапевтическое направление, политическая партия или движение. Эти разные формы деструктивных культов объединяет характерная организационная структура и методы, порабощающие людей. Для того чтобы лучше понять эти методы, нужно знать историю культов и те механизмы, с помощью которых они действуют.
Важные идеи книги.
Идея № 1. Чтобы понять проблему деструктивных культов, нужно знать их историю
В качестве примера Росс приводит исторический обзор нескольких крупных культов.
В 1978 году произошло массовое самоубийство в Джонстауне в секте Джима Джонса, харизматичного проповедника из Сан-Франциско. Он основал собственный культ, поначалу вполне мирный, но закончилось все страшной трагедией. Погибло более 900 человек, в том числе 200 детей.
В 1964 году Джонс стал священником одного из простестантских направлений под названием «Ученики Христа». Затем он основал две церкви, в Сан-Франциско и в Лос-Анджелесе, под названием «Народный храм». У него было около восьми тысяч последователей. Ему благоволили политики, некоторые из них сами посещали «Народный храм».
Но постепенно в прессу стали просачиваться негативные отзывы о Джонсе. После этого он решил изолировать своих прихожан от внешнего мира, перебравшись вместе с ними в Британскую Гайану в Южной Америке. Свою новую общину, просуществовавшую с 1974 по 1978 год, он назвал Джонстаун.
С отъездом Джонса интерес к его личности не утих.