Спринт
Спринты — краткие обзоры ключевых идей из книг жанра нон-фикшн

Коллективные иллюзии: наука о том, почему мы принимаем плохие решения Спринт бестселлера Тодда Роуза «Collective Illusions»

Впервые на русском · Категория: Впервые на русском, Карьера, Менеджмент, Психология, Саморазвитие, Аудио-версии
Скачать: mp3pdfepubfb2mobi
Убрать из избранного
В избранное

О чем эта книга?

Если кратко — о том, почему в наших суждениях о других очень многое основано на ложных предположениях, и о том, как они приводят к неверным решениям и делают нас несчастными.

Вы еще помните новости о раскупленной туалетной бумаге во время пандемии вируса COVID-19? Книга, которой посвящен этот спринт, не о коронавирусе, она об иллюзиях, побуждающих людей принимать решения, о которых они потом жалеют. «Коллективные иллюзии: подчинение, соучастие и наука о том, почему мы принимаем плохие решения» — третья книга Тода Роуза, доктора наук, экс-руководителя научной программы «Разум, мозг и образование» в Гарварде. В своей книге он описывает механику формирования социальных иллюзий, способы их распространения и методы борьбы с ними.

В широком смысле иллюзия (от лат. illusio — «заблуждение, обман») — это обман чувств, то есть искаженное восприятие реально существующего объекта или явления, допускающего неоднозначную интерпретацию. В соответствии с определением популяризатора науки Ричарда Докинза, иллюзия — это ошибочное навязчивое убеждение, которое остается неизменным вне зависимости от фактов. В своей книге Тодд Роуз приводит ряд примеров иллюзий, которые циркулируют в обществе и подталкивают людей к принятию плохих решений.

Когда бабушка автора была на смертном одре, он пришел поблагодарить ее за чудесное время, которое они провели вместе, а потом между делом упомянул, что никогда не любил их совместные с дедушкой походы в дорогой ресторан, куда не очень богатые старики старались водить внука в особых случаях. Бабушка была удивлена, ведь это был элитный ресторан, а мальчику так нравился стейк, который там подавали. Тодд думал, что это бабушке очень нравится этот ресторан, поэтому делал вид, что тоже очень рад. Оба рассмеялись. Бабушка думала, что ресторан нравится внуку, а внук думал, что он нравится бабушке, и оба делали то, что им не очень хотелось, чтобы порадовать другого. Оба поддерживали иллюзию.

Существуют и более глобальные иллюзии. Populace, компания основанная Роузом, провела в 2019-м году опрос более пяти тысяч человек, чтобы выяснить, что для них значит быть успешными. Опрашиваемым предлагалось выбрать из двух вариантов ответа:

А. Человек успешен, если он действует в соответствии со своими интересами и талантами, чтобы стать лучшим в том, на что он способен и что он считает для себя важным.

Б. Человек успешен, если он богат, сделал успешную карьеру или известен.

97% опрошенных выбрали для себя определение успешности, представленное в ответе А. При этом 92% подумали, что большинство других людей скорее всего выберут вариант Б.

Подобные иллюзии характерны для разных обществ. Автор ссылается на исследование, которое показало, что в Китае многие местные жители полагают, что другие члены общества резко негативно настроены по отношению к японцам, что на самом деле не является правдой. Это коллективное заблуждение, или иллюзия, подталкивает их к тому, чтобы активно выражать антияпонские настроения на публике.

Коллективные иллюзии связаны с нашей социальностью и желанием подстраиваться под других. Социальность — одна из главных определяющих нас характеристик. Однако, какими бы могущественными они ни казались на первый взгляд, коллективные иллюзии коренятся во лжи и недосказанности, а значит, в основе своей хрупки, их можно разрушить.

О том, как мы приспосабливаемся к мнению других, и о том, что можно противопоставить социальному влиянию, у автора есть несколько важных идей.

Идея № 1. Коллективные иллюзии влияют на то, как мы принимаем решения

Исследователи накопили огромное количество данных о том, как люди принимают решения об изменении собственного поведения в угоду интересам группы, к которой чувствуют принадлежность. В одном из экспериментов, проведенном группой исследователей из Колумбийского университета в 1960-х годах, участники оказывались в комнате, в которой появлялись клубы дыма. Подавляющее большинство участников (75%), находившихся в комнате в одиночестве (контрольная группа), сразу сообщали о дыме. В то же время о проблеме заявили меньше половины (38%) тех, кто находился в комнате с другими людьми — это были специально нанятые актеры, которые делали вид, будто ничего особенного не происходит. Чтобы не показаться некомпетентным и не выглядеть глупо на фоне всех этих спокойно сидящих рядом людей, большинство участников решили ничего не предпринимать и тоже делать вид, что ничего

Есть вопросы?
Напишите нам на [email protected] или воспользуйтесь
формой обратной связи
Полная версия этого материала доступна только подписчикам

Присоединяйтесь!

Оформив подписку, вы получаете:
— полный доступ ко всем спринтам и канбанам, в том числе новым, на весь срок подписки;
— доступ к аудио-версиям наших материалов;
— возможность читать ключевые идеи из книг, которые ещё не изданы на русском;
— все книги-марафоны в подарок.

Узнавайте ключевые идеи и полезные концепции из популярных бизнес-книг и других книг жанра нон-фикшн, которые давно хотелось прочесть, но не было времени!