Наверх

Жить подлинно в эпоху фальши

Несколько поистине вдохновляющих идей из книги «Экзистенциалистский гид по выживанию» профессора философии Гордона Марино. В своей книге автор рассказывает о том, какие практические идеи философия экзистенциализма предлагает для современного человека: как справляться с кризисами, потерями, принять конечность жизни, понять смысл тревоги и депрессии, сохранить любовь к другим и к жизни.

Жить как Кьеркегор 

Мы тревожны, даже когда все идет хорошо. Тревога связана с будущим, и поэтому она мешает жить настоящим моментом. Кьеркегор не пытается успокоить человека. Наоборот — он предлагает жить с ощущением, что все идет не так, как хочется. Мы часто пытаемся успокоиться, превратив экзистенциальную тревогу в заботу о какой-то житейской проблеме. Нам кажется, что мы успокоимся, когда сын или дочь поступят в вуз, или мы переедем в более подходящее место, или произойдет еще что-то хорошее. Но тревога не уходит, потому что это тоска по нашему высшему «я». Возможно, именно эта экзистенциальная тревога подсказывает нам, что мы пришли в этот мир не только для удовольствий, что у нас есть предназначение. Никогда не беспокоятся только бездуховные люди.

Осознание смертности 

Марино считает, что осознание смертности меняет наши приоритеты.

Человек перестает думать о тривиальных и внешних вещах и переходит к главным и долговременным жизненным задачам. Правильно ли он живет? Правильно ли понимает других людей, способен ли встать на их точку зрения? Марино рассказывает о своей жене, которая перенесла рак груди и страдает болезнью Паркинсона. Он глубоко любит свою жену, но однажды, когда ее била ночью сильная дрожь, он никак не мог заснуть в постели и в раздражении повернулся на бок. И тогда ему пришла в голову мысль, что недалек тот день, когда кому-то из них придется засыпать и просыпаться в одиночестве. И его раздражение сразу сменилось нежностью и печалью.

Когда люди понимают, что они не вечны, они с меньшей вероятностью будут бестактными и небрежными в своих отношениях, более склонными прощать и просить прощения. Они будут беречь своих близких: ведь когда-нибудь придется с ними расставаться навсегда.

Стать подлинным 

Хайдеггер считал, что люди находятся в состоянии Dasein, которое можно перевести как «быть там».

Мы попадаем в жизнь, находимся в ней и постепенно «падаем» — то есть погружаемся все глубже в повседневные заботы и суету, становимся частью толпы, забывая о своем подлинном «я». Это подобно падению в кресло для просмотра очередного сериала. Пока мы в кресле грызем попкорн, мы не думаем о смысле жизни, а впадаем в забвение.

Нужен какой-то толчок, чтобы мы вышли из этого состояния. Для Хайдеггера это экзистенциальное осознание смертности. Вместе с тревогой, которую оно приносит, оно выталкивает нас из толпы, индивидуализирует, заставляет думать. В то же время оно дает нам возможность начать подлинные отношения с другими и самими собой. Признавая смерть, мы стремимся объединиться с другими. И это объединение в какой-то степени помогает стать подлинными.

Сложно понять, как следует работать над подлинностью, но можно просто избегать недостоверности. Если нам приписывают несуществующие заслуги или достоинства, мы спокойно можем признаться, что не обладаем ничем подобным. Это не так легко сделать, как кажется, но зато мы не будем формировать ложный образ ни в глазах окружающих, ни в собственных глазах.

Похожие статьи

Две противоположные реальности в одной голове

Книги лауреатов Нобелевской премии по экономике 2024

Играй на струнах моего доверия