Наверх

Жить хорошо

На первый взгляд кажется, что сейчас не время для книги с таким названием. Но не спешите с выводами, потому что это не очередное пособие о том, как за 10 шагов стать счастливым, а рассчитанный на вдумчивого читателя сборник моделей личной философии. Переживая трудные времена, находясь в ужасе и страхе, мы забываем, что многие поколения наших предшественников сталкивались с подобными и гораздо более серьезными испытаниями. До нас дошли их философские и религиозные учения, их подходы и практики выдержали лучшую проверку — проверку временем. Современный человек может надменно полагать, что технологии сделали мир безопасным, но кризис обнажает правду — все непредсказуемо, все может разрушиться в одно мгновение. В нашем неопределенном мире невозможно жить и сохранить рассудок без прочной внутренней опоры. 

Авторы книги «Жить хорошо» предлагают найти такую опору среди пятнадцати моделей личной философии, каждый из которых описан в емкой главе-эссе. А мы поделимся с вами несколькими запомнившимися идеями:

Какая философия больше всего подходит в условиях неопределенности, конфликтов и катастроф?

Мы считаем, что это даосизм. Даосизм как течение родился более двух тысячелетий назад, в эпоху Сражающихся царств в Китае. Основоположником даосизма считают Лао-цзы. В условиях неопределенности даосизм предлагает сосредоточиться на самом важном и при этом подвластном нашему контролю. Это наши способности, желания, планы и распорядок дня. Согласно дао, мы должны не идти против жизни, а научиться умело управлять её потоками. Чтобы выжить в потоке бурной реки, не нужно плыть против течения и «навязывать» ему свою волю. Научитесь управлять течением, которое удержит вас на плаву и мягко вынесет на берег. 

Вы можете спросить себя, а как же быть, когда приходится по-настоящему туго?

Чжуан-цзы, дао-философ, учит сперва принять неизбежные ограничения или неожиданные условия, а не сопротивляться им, а затем благоразумно сосредоточиться на их решении, сохраняя при этом душевное спокойствие. 

Найти помощь в буддизме

Буддисты считают гнев, обиду и весь комплекс сопутствующих им эмоций нездоровыми. Точно так же мыслили и стоики. Сенека в своем трактате «О гневе» пишет: «От всякой пагубной страсти легче всего совсем избавиться, чем научиться ею управлять». 

Философия Конфиция

Жизнь бездумную, проживаемую без должного осмысления — когда человек не дает себе труда хотя бы изредка оценить перспективу и разобраться в себе, своих отношениях, занятиях, нравственных ценностях, — сложно считать в полной мере состоявшейся. Конфуций сказал: «Учиться и не размышлять — напрасно терять время, размышлять и не учиться — губительно».

Эпикурейство

В трудные времена помогает не только философия, но и юмор. Эпикурейцы принадлежат к когорте смеющихся философов, начало которой положил первый атомистик, Демокрит, известный своими насмешками над человеческой природой. Вполне логично: если изучать сущность вещей, а потом обратиться к верованиям большинства, трудно не заметить их абсурдность. Смех помогает нам справляться с невзгодами и выручает в трудных, позорных или щекотливых ситуациях. Он позволяет смягчить парресию — откровенную критику, являющуюся одной из социальных задач философа.

Похожие статьи

Трудные предприниматели

Эпизодическая память

Нация на дофамине