Наверх

Вы на крючке — обзор бестселлера Нира Эяля

Книга Нира Эяля «Hooked» (в издании на русском «На крючке») — бестселлер о том, как успешные компании создают продукты, использование которых становится привычкой, а порой и настоящей зависимостью. Книга получила множество положительных отзывов критиков и читателей и стала номером 1 в разделе «Продуктовый менеджмент» на Amazon. У книги более 900 положительных ревью на сайте Amazon и более 6700 положительных оценок на книжном портале GoodReads.

Мы все на крючке — взрослые люди ни часа не могут прожить, не проверив электронную почту, новые сообщения и ленту соцсетей, а первое, за что они хватаются поутру — телефон. Но как компаниям удаётся создавать продукты, вызывающие такую зависимость? Расскажем подробнее об идеях книги в нашем обзоре.

Hooked обложка книги Нира Эяля

В своем международном бестселлере «Hooked» предприниматель и исследователь Нир Эяль рассказывает о «модели крючка» — концепции создания продуктов, вызывающих привыкание, а порой даже зависимость. Книга напоминает о том, о чем забывают многие основатели технологических стартапов и инновационных бизнесов — без понимания психологии и побудительных мотивов потребителей создание успешного продукта будет невозможным.

Модель крючка представляет собой четырёхэтапный процесс, который производители используют для создания продуктов, вызывающих привыкание. Конечная цель — сделать так, чтобы пользователь постоянно возвращался к продукту без агрессивной рекламы, дорогостоящих маркетинговых кампаний, напоминаний и вообще каких-либо действий со стороны производителя.

У продуктов, вызывающих привычки, есть общие характеристики

Чтобы заставить людей изменить своё поведение, нужно понимать, как заставить их выполнить нужное действие в первый раз и как заставить повторять его в течение длительного периода или даже всей жизни. На эти вопросы нельзя ответить, если не знать психологию человека. Потому как успех или провал того или иного продукта определяются законами человеческого поведения.

Один из таких законов состоит в том, что в первую очередь забываются те привычки, которые были приобретены последними. Поэтому алкоголики возвращаются к бутылке, курильщики — к сигарете, а те, кто собирался бегать по утрам — к дивану.

Старые привычки очень сложно преодолеть — ведь они буквально записаны в нейронных связях мозга.

Чтобы закрепились новые привычки, необходимо переписать эти нейронные пути многократным повторением нужных действий. Как показали исследования, частые повторения определённого действия, особенно в течение короткого периода, увеличивают вероятность появления новой привычки.

Нир Эяль определяет технологии, которые вызывают привычку, как сочетание витаминов и болеутоляющих — они входят в нашу жизнь как витамины, а когда связанные с ними действия становятся привычкой, они утоляют боль.

Чтобы усилить мотивацию пользователя, нужно давать ему переменное вознаграждение

Безусловно, важно мотивировать пользователей, подбирать правильный триггер и упрощать процесс взаимодействия с вашим продуктом. Но если ваш продукт не выполняет обещанного, то все ваши усилия заинтересовать им пропадут впустую. Продукт должен быть надёжным решением проблемы и способом унять «зуд» потребителя.

При создании продуктов важно учитывать наше постоянное стремление к новизне — со временем мы меньше стремимся к знакомому, пусть и очень приятному опыту. И лучший способ сохранять постоянный интерес — переменное вознаграждение.

Со временем люди теряют интерес к продуктам, для которых характерна ограниченная изменчивость. А вот те продукты, которые предлагают постоянную изменчивость, то есть постоянное чувство новизны, не теряют своей привлекательности в глазах пользователей.

Hooked пример из книги Нира Эяля

Великое разоблачение силы «лайков» в социальных сетях

Сила переменного вознаграждения хорошо известна современным производителям. Благодаря ей мы постоянно проверяем новостные сайты, электронную почту и сообщения в соцсетях.

Люди категорически сопротивляются ограничению их свободы выбора. Поэтому производителям важно поддерживать в пользователях чувство автономии. Так, исследования показывают, что слова «…но вы можете как согласиться, так и отказать» в два раза повышают вероятность согласия сделать пожертвование.

Люди будут реагировать на ваши предложения лучше, если вы подтвердите их свободу выбора. В противном случае они будут воспринимать ваши действия как покушение на их независимость.

Проверяйте этичность своих целей с помощью матрицы манипулирования

Возможно, некоторые посчитают модель крючка своего рода манипулированием. Она действительно предполагает изменение поведения человека с помощью определённых техник. Но как и любые знания, модель крючка можно использовать как во вред, так и на пользу. Да, можно подсадить потребителя на азартную игру, но так же можно помочь ему перейти на здоровый образ жизни.

Как убедиться в том, что ваш продукт формирует у пользователя здоровую привычку, а не пагубную зависимость?

Hooked пример из книги Нира Эяля

Матрица манипулирования: найдите себя

Автор советует использовать для этих целей матрицу манипулирования, с помощью которой вы поймёте свои цели.

Задайте себе два вопроса:

  • Стал бы я сам использовать свой продукт?
  • Поможет ли мой продукт заметно улучшить жизнь пользователя?

В заключение

Книга Нира Эяля — обязательное чтение для предпринимателей-инноваторов и создателей новых продуктов. Как отмечает автор, для успеха в современных условиях компаниям недостаточно просто привлечь пользователей. Им нужно научиться создавать продукты, использование которых станет частью повседневной жизни потребителей, их привычкой.

Hooked обложка книги Нира Эяля

MakeRight настоятельно рекомендует эту книгу к прочтению, но … «вы можете как согласиться, так и отказать» ;)

 


Обзор книги Нира Эяля «Hooked» подготовлен сервисом MakeRight.ru при поддержке официального канала издательства «МИФ» по направлению «Наупоп» — @mifnauka

Похожие статьи

Весеннее настроение на MakeRight

Есть ли свобода воли?

Укрепление ментального здоровья