Летнее «Удвоение» и «Бессрочный тариф»! Удваиваем период подписки, а цены оставляем такими же!Подписаться

Наверх

Учимся думать как Римский император

«Я не знаю более сладкого и глубокого ощущения, чем то, которое испытываешь, встречая свои собственные, никому не высказанные мысли в произведении человека далекой культуры, отделенного от нас веками. Тогда только перестаешь на мгновение чувствовать себя одиноким и понимаешь общность внутренней жизни всех людей, общность веры и страданий всех времен».

Так писал Дмитрий Мережковский о дневнике Марка Аврелия, известного под названиями «Размышления» или «Наедине с собой». 

Марк Аврелий

Вошедший в историю как император-философ, последний из пяти «хороших императоров» из династии Антонинов, в своих записях Марк Аврелий предстает человеком, которого занимают вопросы достойной жизни, сохранения мужества перед лицом испытаний, овладения пагубными эмоциями, усмирения страстей, быстротечности человеческой жизни и ее смысла. Эти вопросы волновали людей сотни лет назад, они остаются актуальными и по сей день, как бы мы ни пытались от них прятаться.

Психотерапия и стоицизм

Сегодня многие виды психотерапии используют те же методы, что были открыты древними стоиками, чтобы помочь людям справиться с жизненными трудностями, принять конечность жизни, не убегать от обязательств, с достоинством встречать удары судьбы. Об этом рассказывает практикующий психотерапевт и современный стоик Дональд Робертсон в своей книге «Думай как римский император». 

Репетиция смелости

Стоики специально ежедневно размышляли о различных видах несчастий — это была своего рода созерцательная практика для тренировки ума. Они мысленно репетировали свои действия на случай различных катастроф — и это был способ подготовки к наихудшим сценариям развития событий. Цель заключалась в том, чтобы научиться воспринимать неудачи как возможности для развития своего характера и смелости, умения сохранять внутреннее спокойствие перед лицом любых испытаний. 

Внешние блага — не главное

Внешние блага хотя и являются предпочтительными, но сами по себе они не должны становиться целью жизни. Богатство предпочтительнее, чем бедность, а здоровье предпочтительнее, чем болезнь, но их наличие или отсутствие не должно определять ценность жизни. Все внешние вещи имеют смысл, только если использовать их с умом. Иначе они могут стать причиной страдания и неудовлетворенности. По мнению стоиков, даже бедный и больной человек, который обладает мудростью, может чувствовать себя счастливым, и никакое богатство мира и отменное здоровье не сделают счастливым дурака. 

О других идеях книги читайте в нашем спринте.

Похожие статьи

Секреты человеческого поведения

Остановить огонь внутри силой знаний

О двух полушариях