Трудности, с которыми чаще всего сталкиваются стартапы
С какими трудностями придётся столкнуться основателю стартапа? В своей книге «Потерянный и основатель» Рэнд Фишкин делится уроками, усвоенными в процессе развития собственной компании, которая из небольшого семейного бизнеса доросла до компании с оборотом в десятки миллионов долларов и в которую вложились венчурные инвесторы.
Вот несколько из них.
Возможно, вам не стоит масштабировать бизнес
Если у вас небольшой бизнес в сфере услуг, то вы остаетесь сами себе хозяином. Даже продажа такого бизнеса может быть более выгодной сделкой, чем продажа доли масштабируемого бизнеса.
Делайте не то, что любите вы, а то, что любят ваши потенциальные клиенты
Изучите существующие потребности людей. Именно людей, а не «целевой группы» — проанализируйте их желания и мотивы.
Когда нужен пивот
В реальности совершить пивот очень сложно, и он имеет смысл, только если вы действительно находитесь на грани банкротства. Если нет — то лучше продолжать развивать начатое и не менять все кардинально.
Можно ли обойтись без MVP
Далеко не всегда выпуск минимального жизнеспособного продукта (MVP) хорошее решение. Главная проблема состоит в том, что если вы уже являетесь действующей компанией с базой клиентов, то выпуск недоработанного продукта может привести к существенным репутационным потерям, снижению лояльности клиентов и даже к их оттоку. Из-за выпуска MVP у ваших новых клиентов может создаться впечатление, что вы создаете что-то некачественное.
Привлечение венчурного капитала связано с огромными рисками, которые часто недооцениваются
Даже если вы привлекли венчурные инвестиции, не стоит думать, что вы стали одной командой с инвестором. И хотя ваш инвестор наверняка заинтересован в развитии вашего бизнеса, в реальности у него свои интересы, которые вы должны понимать. Так, из десяти его инвестиций 5 не приносят ничего, 3 дают лишь незначительную отдачу и только 2 — существенную.