Наверх

Три способа, которые используют школы, чтобы подавить любопытство наших детей

В книге «Как мы учимся» всемирно известный французский нейробиолог Станислас Деан рассказывает об открытиях нейробиологии и когнитивной психологии в области науки об обучении, о том, почему человек учится лучше, чем искусственный интеллект, о методах эффективного обучения и стратегиях, которые помогают лучше учиться и успешнее овладевать новыми навыками.

В одной из идей книги автор делится с нами шокирующим откровением — школы, сами того не зная, подавляют любопытсво, которое является важнейшим компонентом обучения, наших детей. И чаще всего делают это тремя способами. Расскажем о каждом из них. 

Первый способ

Детям не предлагают подходящие для их уровня стимулы для поощрения любопытства. В школах часто одним ученикам не хватает стимуляции и им быстро становится скучно, другим — наоборот, становится слишком сложно, они не поспевают обрабатывать стимулы, теряют уверенность в себе и всякий интерес к учебе. В этом случае им нужно показать, что они тоже могут учиться и достигать целей, что у них тоже может получаться.

Второй способ убить любопытство

Не поощрять его, а наказывать за самостоятельные попытки разобраться. Жесткость, традиционная подача материала через лекции без активного вовлечения мгновенно уничтожают любопытство. Дофаминовая система учеников не получает подкрепления и блокируется. Если учеников наказывают за вопросы, у них развивается синдром выученной беспомощности. Чтобы этого не произошло, учителям всего лишь нужно поощрять любознательность и не называть вопросы учеников глупыми.

Третий способ убить любопытство

Обучение исключительно через социальную передачу знаний, когда ребенка заставляют запоминать только то, чему учат другие, игнорируют активный режим научения, при котором дети самостоятельно экспериментируют и проверяют гипотезы.

А теперь давайте разберемся, что же нам надо делать для правильного обучения. Для начала — определим к какому типу принадлежит ваш ребенок. Это просто. 

Развенчиваем миф о кинестетиках, визуалах и аудиалах

Один из мифов — что якобы для разных учеников характерны разные стили обучения: кто-то лучше воспринимает информацию зрительно, кто-то — аудиал, кто-то — кинестетик. Однако исследования не подтверждают эту теорию. Все люди легче запоминают информацию визуально, чем на слух, но еще лучше, если одна и та же информация подается через несколько каналов — и визуально, и на слух.

А теперь, как же на самом деле должен быть построен процесс обучения

Чтобы обучение шло эффективно, учащемуся нужен наставник — тот, кто будет его направлять и давать объяснения. Благодаря этому ученики получают гораздо более глубокое представление об изучаемом предмете, постигают основополагающие принципы, лежащие за наблюдаемыми явлениями. Для ученика важен учитель, который будет его направлять и организовывать обучающую среду, помогать с систематизацией, пониманием смысла изучаемого. Идею чистого обучения через открытия о том, что дети могут учить себя сами, автор называет мифом.

Вы поняли, наставник, а не надзиратель с кнутом и палкой. 

Почему важно учиться… всю жизнь

Эксперименты на животных позволили ученым увидеть, как обучение влияет на мозг. Так, японский исследователь Ацуси Ирики смог научить обезьяну пользоваться граблями и доставать с их помощью пищу, до которой нельзя дотянуться рукой. Животное также смогло понять, как с помощью одних грабель притянуть еще большие по размеру, затем обезьяна дотянулась с их помощью до пищи, которая лежала далеко от клетки. Овладение инструментом вызвало заметные изменения в мозге обезьяны: увеличилось потребление энергии в передней теменной области, появились и усилились новые синаптические связи, произошла экспрессия генов.

Освоение новых навыков меняет анатомию мозга, происходит утолщение коры, усиливаются синаптические связи. Также отрастают дополнительные ветви как на аксонах, так и на дендритах. Аксоны обволакивает специальное вещество, миелин, подобное защитной оболочке. Чем она толще, тем выше изоляция, что позволяет передаваться информации с большей скоростью. Обучение трансформирует и глиальные клетки, помогающие нейронам нормально функционировать, меняется и сеть вен и артерий. Обучение приводит к масштабным биологическим трансформациям в мозге.

 

Узнайте больше полезной информации о процессах обучения, а также о том, почему человек учится лучше, чем искусственный интеллект, читайте наш спринт «Homo Docens: как учится человек и почему он превосходит ИИ».

Похожие статьи

Весеннее настроение на MakeRight

Есть ли свобода воли?

Укрепление ментального здоровья