Наверх

Стратегии для несогласных

Те, кто идут против общепринятого мнения, не могут рассчитывать, что их будут встречать с распростертыми объятиями, но есть стратегии, которые помогут защититься психологически и эффективнее убеждать, распространять и отстаивать идеи, подрывающие статус-кво. В книге «Искусство неподчинения» профессор психологии Университета Джорджа Мейсона Тодд Кашдан рассказывает о том, почему важно выражать несогласие и как делать это так, чтобы донести свои идеи, не вызывая сопротивления у оппонентов. Важно отличать принципиальное неподчинение, о котором он пишет, от импульсивного, цель которого — навредить или привлечь внимание. Принципиальное неподчинение отличает то, что его цель заключается в создании новой ценности, улучшении ситуации и общества в целом.

Чтобы быть более убедительными, бунтарям стоит придерживаться нескольких основных принципов 

Первый принцип — работать изнутри. Аудитория с большей вероятностью выслушает вас, если будет воспринимать вас как члена своей группы, а не как человека со стороны. Поэтому сначала нужно установить прочные связи с группой и завоевать в ней социальный капитал. Несогласный участник группы будет вызывать интерес у других членов и заставлять их предполагать, что он что-то знает, чего не знают остальные. Несогласие в группе в краткосрочной перспективе чревато конфликтами, но в целом способствует поиску нестандартных решений. 

Второй принцип — разжигать любопытство, а не страх. Запугивание не очень эффективно в деле продвижения идей. В этом автор видит причину известной неудачи врача Игнаца Земмельвейса XIX века, который не сумел убедить своих коллег в том, что причина родильной горячки не в дисбалансе четырех гуморов, а в грязных руках врача, который принимает роды. Земмельвейс не смог убедить коллег, хотя имел все данные о том, что мытье рук хлоркой перед родами уменьшает смертность во много раз, он был слишком прямолинеен и агрессивен по отношению к своим коллегам. Часто люди воспринимают несогласие как личную угрозу, что заставляет лишь сильнее цепляться за имеющиеся убеждения. Страх, стыд, вина, которые вы можете вызвать у оппонента, лишь усилят его сопротивление вашим идеям. Гораздо более эффективная стратегия –—рассматривать ваших оппонентов как будущих союзников, вызывать у них любопытство, а не страх. 

Третий принцип — покажите, что вы объективны и что ваши заявления основаны на фактах. Просто мнения заставляют другую сторону закрываться. У заявлений, подкрепленных доказательствами и актуальными фактами, больше шансов быть воспринятыми всерьез. Чтобы завоевать расположение оппонента, дайте ему знать, когда вы выражаете просто мнение, а когда предоставляете объективную информацию.

Четвертый принцип. Будьте гибкими и настойчивыми одновременно. Метаисследование Венди Вуд из Университета Дьюка, в котором было проанализировано более 100 экспериментов по влиянию, показало, что лучшая стратегия для отстаивания своих идей — быть последовательным в выражении своих взглядов в течение долгого времени. Были губительными: уступки, непоследовательность, лицемерие и отсутствие единства внутри группы. 

Подробнее о других идеях и стратегиях читайте в спринте.

Похожие статьи

«Хочу» и «нравится» – две разные системы

Секрет возвращения вкуса к жизни

Что такое счастье