Наверх

Стать живым

Джеймс Бьюдженталь, наряду с Ирвином Яломом, — один из основателей экзистенциально-гуманистического подхода в психотерапии. В книге «Наука быть живым» он рассказывает о своей практике, в которой каждый клинический случай превращается в экзистенциальную историю внутреннего осознавания. В книге приводятся истории пациентов Джеймса Бьюдженталя, которые страдают от того, что потеряли себя, потеряли нить своей жизни. Они живут, будто не приходя в сознание.

Полноценной жизни может мешать множество внешних факторов

К ним относятся несчастные случаи, болезни, смерть, влияние политических, экономических, социальных сил. Каждый противостоит этим факторам как может. Но есть вещи, которым мы не в силах противостоять, и они переживаются сильнее всего. Наш жизненный путь определяет равновесие между жизнью и смертью. Это шаткое равновесие, и эта шаткость постоянно нас беспокоит. Из-за нее мы остаемся глухи к нашим потребностям и слепы к возможностям, которые дарит жизнь. 

Острое ощущение жизни

Острее всего человек чувствует себя живым, когда открыт всей своей внутренней жизни — чувствам, мыслям, телесным ощущениям, отношениям, желаниям и так далее; когда он ощущает свою целостность. Внутреннее осознание объясняет человеку, насколько его переживания соответствуют его природе. Подобно зрению, оно помогает ориентироваться, но не снаружи, а внутри себя. 

Как мы осознаем личчность?

Мы учимся осознавать личность через образование, профессию, достижения, отношения, статус и достаток. Мы должны непременно стать кем-то или достичь чего-то, но это сильно ограничивает нашу жизнь. Многие чувствуют эту ограниченность и начинают страдать от панических атак, смутных ощущений, или, пережив какое-то потрясение, понимают, что им чего-то не хватает. 

Человек ответственный 

Когда человека спрашивают, почему он сделал что-то нехорошее, он должен подобрать оправдательный ответ вроде «я был вынужден», или «так сложились обстоятельства», или «я неправильно понял ситуацию». Почти никто не отвечает «потому что мне так захотелось» или «это был импульсивный порыв». Неодобряемые поступки должны объясняться исключительно внешними причинами. То же самое происходит и с ответственностью. Мы за что-то отвечаем, но вдруг нарушаем свои обязательства. Почему мы так поступили? Мы тут же подыскиваем внешние причины, чтобы переложить свою ответственность на них. Ответственность часто путают с виной, но это разные вещи. Когда человек сосредотачивается на своей вине, он теряет контакт со своим внутренним чувством. Когда он признает ответственность, он тем самым доказывает, что играет важную роль в своем существовании. 

Больше идей — в нашем спринте «Наука быть живым»

Похожие статьи

Есть ли свобода воли?

Укрепление ментального здоровья

Древняя идея, которая меняет мировоззрение и открывает будущее науки