Старайтесь жить так, чтобы в старости не жалеть ни о чем
Сегодня рассмотрим идею книги Ирвина Ялома «Как я стал собой», автобиографии, в которой автор рассказывает о своем жизненном пути.
Идея подскажет нам, что на каком бы отрезке жизненного пути мы ни находились, у нас всегда есть шанс для чего-то нового и вдохновляющего.
Сам Ялом называет себя новичком в старении и с детским любопытством рассматривает свое новое состояние. Он не раз помогал своим пациентам примириться с неизбежной старостью и считал себя подготовленным к борьбе с ней. Но впоследствии обнаружилось, что невозможно смягчить все ее особенности.
Работа ради жизни и удовольствия
В свои 85 лет он все еще практикующий психотерапевт. Ялом честно предупреждает будущих пациентов, что не берет их больше чем на год, потому что кто знает, что станет через год с его памятью, физическим состоянием, да и с ним самим? Многие соглашаются, и, как выяснилось, такие ограниченные сроки оказывают благотворное влияние — понимая, что время ограничено, пациенты стараются работать вместе с врачом, в унисон с ним. Он не следит за новинками в области психотропных препаратов и уже несколько лет прекратил их назначение, веря в психотерапию без фармакологии.
Технологии и жизнь
Однажды Ялом услышал о текстовой терапии, когда врачи и пациенты общаются при помощи СМС или мессенджеров. Это показалось ему смехотворным, а таких врачей он считал шарлатанами. Но однажды Орен Франк, основатель программы TalkSpace, предлагающей онлайн-терапию, пригласил его для консультации психотерапевтов. Ялом, хоть и был шокирован, но согласился. Поначалу он не представлял, как люди, которые никогда не видели друг друга и общались только по переписке, могли плодотворно работать. Он не представлял себе и групповую терапию подобным методом, но из любопытства решил посмотреть и поучаствовать. Групповая терапия действительно была неудачной и от нее вскоре отказались. Зато с индивидуальной была совсем другая картина, и Ялом согласился за ней наблюдать. Ялом пришел к выводу, что умелый врач в текстовом подходе к больному может сделать гораздо больше, чем психотерапевт с формальным подходом, хоть и встречающийся с больными лицом к лицу, но при этом ни на шаг не выходящий за рамки инструкций.
Ограничения, которые накладывает старость
Помимо ограничения двигательной активности в этом возрасте (Ялом несколько раз упоминает, что из всех видов активности оставил лишь велосипедные прогулки по набережной), автор отметил неизбежное ухудшение памяти, которое особо его печалит. Он часто вспоминает своего друга и коллегу Ролло Мэя, который однажды на лекции трижды рассказал один и тот же анекдот, и не хочет превращаться в посмешище, потому и отказался от публичных выступлений.
Старость и чувства
Он отмечает, что не помнит многих имен и лиц, забывает ключи, теряет вещи и не полностью помнит сюжеты своих любимых книг. Но, как он признается, последнее доставляет ему огромное удовольствие, — ведь он открывает их заново, перечитывая так, будто в первый раз.
Перечитывает он и собственные книги, и даже проникается завистью и восхищением к себе молодому. Старость не мешает ему возиться с внуками и общаться с детьми.
Проживать жизнь снова и снова
Одна из частей его экзистенциальной терапии — учить пациентов исследовать свои сожаления и бороться с ними, тогда и старость не так ужасна. Оглядываясь назад, Ялом признает, что не так уж много поводов для сожалений у него есть. И будь у него возможность снова прожить жизнь, он прожил бы ее точно так же.
О нас
MakeRight — сервис ключевых идей из бестселлеров литературы по бизнесу, личной эффективности, психологии и саморазвитию. 720+ материалов в библиотеке. 520+ аудиоверсий. Ключевые идеи книг, которые ещё не изданы на русском.
Оформите подписку и заряжайтесь идеями отборных книг каждый день!