Способность забывать так же важна, как и способность помнить
Говоря о забывании, мы обычно имеем в виду что-то нежелательное, но, как пишет в книге «Как работает память» Лайза Дженова, здоровая система памяти включает в том числе и нормальное забывание.
История Соломона Шерешевского
Соломон Шерешевский был пациентом известного советского психолога и невропатолога Александра Лурии. В историю неврологии Шерешевский вошел как пациент С. Он обладал феноменальной памятью, запоминая все: кто, что и когда говорил, формулы, значение которых не понимал, длинные списки чисел, которые мог воспроизвести без ошибок даже спустя несколько лет. Однако у его суперсилы была своя цена. Шерешевский с трудом мог понять, что главное, а что второстепенное, не мог забыть того, что не хотел помнить. Неспособность забывать тяготила его.
Хорошая память предполагает и нормальное забывание
Чтобы запомнить, где мы припарковали машину сегодня, нам нужно забыть, где мы ставили ее вчера, чтобы запомнить новый пароль, нам нужно забыть старый. Мы должны очищать место для нового опыта, освобождать голову для нового восприятия. Особенно важно забывание в контексте травматического опыта, когда воспоминания мешают нормальной жизни. Чтобы увидеть новую возможность, нужно забыть о старых неудачах.
Чтобы понять, как забыть то, что не хочется помнить, нужно обратить внимание на этапы процесса запоминания
На первом этапе происходит кодирование информации. Соответственно, если вы не хотите что-то запоминать, перенаправляйте внимание на что-то другое.
Если информация все-таки просочилась и вы обратили на нее внимание, помешать её запоминанию на втором и третьем этапах процесса запоминания (консолидации и закреплении в долговременной памяти) может своего рода естественный отбор. На этих этапах мы можем сознательно или бессознательно отбросить информацию. Так, мы бессознательно отбираем информацию, которая подкрепляет наш положительный образ, и отбрасываем негативную информацию, угрожающую нашей самооценке.
Если информация была консолидирована и перешла в долговременную память, нужно сломать механизмы извлечения (четвертый этап процесса запоминания), то есть избегать триггеров, которые могут спровоцировать извлечение, перенаправлять внимание, сопротивляться извлечению, так как любое повторное извлечение воспоминания будет его усиливать. Однако более действенный способ забыть травмирующее событие предполагает намеренное извлечение воспоминания с целью его сознательного пересмотра, внесения в него изменений. Такую стратегию использовал сам Шерешевский, представляя бессмысленную для себя информацию в виде записей на доске, которые он мысленно стирал, и ему это помогало забывать.