Последний день Чёрной пятницы! Успейте воспользоваться выгодными предложениями!Подписаться

Наверх

Секст как лекарство от тревоги

В издательстве «Альпина Паблишер» недавно вышла книга доктора философии Марии Лоренцы Кьезары с забавным названием «Секст как лекарство от тревоги». Она об учении античных философов-скептиков, в частности Секста Эмпирика, и о том, что современный человек может у них почерпнуть. Скептицизм — это не только практика критического оценивая информации, но и внутренняя позиция отказа от догматических суждений, своего рода непривязанность к абстрактным идеям, ведущая к внутреннему спокойствию. Кстати, это объединяет скептицизм с некоторыми восточными философскими школами. Это не случайно — идейный предшественник Секста, Пиррон участвовал в Индийском подходе Александра Македонского в качестве хрониста и, вероятно, проникся идеями индийских аскетов.

Выделили несколько запомнившись идей из книги.

Истинная суть воздержания

Воздержание от суждений об истинной природе вещей не означает отсутствие интереса к окружающему миру или полный паралич мысли и действия. По профессии Секст был врачом, а значит, активным членом общества и профессионалом.

Для ритора ораторское искусство бесполезно

Ораторское искусство – это даже не искусство красивой речи, утверждает Секст, потому что по-настоящему красивой речь делает ее смысл. Для ритора, утверждает Секст, ораторское искусство бесполезно, поскольку заставляет иметь дело с прелюбодеями, ворами и предателями и вести себя недобросовестно, вследствие чего ритор приобретает плохую репутацию и множество врагов и преследователей. Для общества же ораторское искусство вредно, поскольку с его помощью можно учиться обходить законы, применяя к разным случаям подходящие сложные оговорки, тогда как законы должны «скреплять» общество, позволяя преодолеть доцивилизованное состояние войны «всех против всех». Секст приводит любопытные данные: после смерти царей персы на пять дней приостанавливали действие всех законов, чтобы «на опыте» узнать, каково жить без них.Более того, продолжает Секст, худшие из политиков (демагоги) могут использовать ораторское искусство для подстрекания толпы, воспламеняемой обещаниями, хотя оратор при этом преследует исключительно свои собственные интересы. 

Отслеживайте сведения о том или ином предмете

Один из способов не стать жертвой шарлатанов и собственных когнитивных искажений — постоянно отслеживать сведения о том или ином предмете, отдавая себе отчет о том, что нам остается ориентироваться исключительно на собственные представления о нем, тогда как представления других людей могут быть кардинально противоположными. Эта установка помогает сохранять спокойствие и продолжать наблюдение за предметом, будучи готовым разрешать на практике любые противоречия, которые могут возникать между различными убеждениями.

Стимул для развития философии и науки

Недоверие к любым абстрактным и произвольным обобщениям, которое испытывал Секст, до сих пор остается стимулом для развития философии и науки. 

Сторонитесь категорических высказываний

Всем, кто ищет ответы на многочисленные вопросы об окружающем мире, с осторожностью относиться к любым категорическим высказываниям о нем.

Скепсис в понимании Секста

Скепсис в понимании Секста заключается в способности выделять различные варианты восприятия вещей в соответствии с определенными моделями рассуждений. 

Скептическое наблюдение 

Скептическое наблюдение заставляет нас воздерживаться от суждения (ἐποχή) о «смутных» вещах. Это воздержание, в свою очередь, может принести с собой то спокойствие и умиротворение.

Истина не всегда окончательна

В одном из типичных, очень простых для понимания примеров, которые приводит Секст, он не отрицает, что мёд кажется ему сладким; но поскольку некоторым людям, особенно тем, кто страдает желтухой, он кажется горьким, Секст не утверждает, что мёд сладок, и не выносит никаких суждений об основных свойствах меда. Даже если вещь представляется одинаковой всем, кто находится в максимально сходных условиях, вплоть до подавляющего большинства людей, в том числе ученых, нельзя утверждать, что это представление обязательно отражает истинную природу вещи.

Четыре прилагательных для описания скептицизма

Секст утверждает, что его скептицизм можно описать четырьмя прилагательными. Первое – «исследовательский» (для указания на склонность все исследовать), второе – «выжидающий» (для обозначения психического состояния, в которое мы погружаемся, совершив исследование), третье – «апорийно-сомневающийся» (для обозначения постоянного нежелания скептика высказываться об истинной природе вещей, его склонности к постоянному исследованию и осмотрительности при изложении своих собственных позиций) и четвертое – «пирроновский», отсылающее к древнегреческому философу Пиррону.

Бесконечность в постижении природы вещей

Мы постигаем природу любой вещи лишь относительно других вещей и что, если природа любой вещи подлежит постижению на основе другой вещи, то и природу этой другой вещи придется постигать на основе еще одной вещи, и так до бесконечности, если мы не желаем оставаться на чисто гипотетическом уровне или строить предположения о том, что мы хотим доказать. 

Как не впасть в заблуждение

Риск впасть в заблуждение, ведущее к предвзятому мировосприятию, особенно велик на уровне ценностей, а выражать свое мнение способами, которые не являлись бы исключительно личными и субъективными, крайне трудно.

Не доверяйте астрологии

Секст утверждал, что выводы астрологии по большей части не имеют эмпирической основы и, следовательно, не несут никакой практической пользы. Более того, он считал астрологию вредной. Кратко изложив основные характеристики системы знаков зодиака, составленной халдеями и доработанной более поздними астрологами (доктрины о делении неба, о «четырех центрах», о склонении и восхождении звезд, о семи главных небесных телах и их разнообразном влиянии и т. д.), Секст сначала приводит общие возражения против идеи, разделяемой также философами-стоиками, о том, что между небом и землей существует некая система соответствий (sympatheia), позволяющая первому влиять на вторую. Критика Секста строится на том, что если всё (или многое) в мире предопределено звездами, то астрология в принципе бесполезна, а если всё (или многое) случайно или зависит от человека, то невозможно делать никакие прогнозы. Даже если бы удалось точно определить момент рождения и, следовательно, построить астральную карту, было бы трудно собрать достаточное количество данных, связывающих ее с одной конкретной судьбой. Поэтому, даже если бы мир небесный как-то влиял на мир земной, предсказания были бы лишь очень приблизительными. И факты подтверждают это, ведь существуют люди, рожденные в один день, но имеющие совершенно разную судьбу; а иногда, как во время войны или стихийного бедствия, масса людей, рожденных в разные дни, погибают совершенно одинаково. Так что крайне маловероятно, чтобы жизнь каждого человека была как-то согласована с движением звезд. И даже если бы это все-таки было так, мы бы вряд ли смогли понять, как это происходит.

В самом деле, говорит Секст, если бы утверждения астрологов находили подтверждение, они были бы приемлемы, но они его не находят; более того, предсказания гороскопа не только не работают, но и мешают людям вести себя благоразумно. 

Скепсис проявляется в десяти мысленных схемах (тропах)

  1. Одни и те же вещи не оказывают одинаковое воздействие на разные виды живых существ.
  2. Мы по-разному реагируем на одни и те же вещи.
  3. Наши органы чувств по-разному реагируют на вещи.
  4. Условия, в которых мы находимся, влияют на восприятие.
  5. Состояния объектов влияют на восприятие.
  6. Ни один предмет не воспринимается отдельно.
  7. Величина и устройство влияют на характеристики вещей.
  8. Объект может представать по-разному не только для субъекта, но и в разных контекстах. Различные способы его проявления обладают одинаковой убедительной силой.
  9. Наше восприятие объектов зависит от их частоты.
  10. Разные люди считают правильными и неправильными разные вещи, основываясь на своих привычках, законах, традициях и верованиях.

Философия Секста

Философия Секста – это в первую очередь практика, помогающая принимать сложность и противоречивость мира, не поддаваясь тревогам. Эта практика состоит прежде всего в реализации хорошо развитой способности критически оценивать сведения о любых предметах и явлениях. Отмечая, что разные люди могут считать одни и те же вещи не только отличными друг от друга, но даже противоположными, причем аргументируя свое мнение с одинаковой убедительностью, Секст в своих трудах рекомендует постоянно не терять внимания к любым мнениям и теориям – как своим собственным, так и чужим, – претендующим на высказывание о реальности независимо от способов ее восприятия.

Что еще почитать о практической философии 

«Как быть стоиком»

«Как быть эпикурейцем»

«Метод Сократа»

Что почитать о развитии критического мышления:

«Называя чушью»

«Детектив данных»

«Слон внутри головы»

Похожие статьи

Две противоположные реальности в одной голове

Между воспалением, настроением и мозгом есть связь

«Хочу» и «нравится»