360+ материалов в библиотеке. 160+ аудио-версий. Идеи книг впервые на русском. Присоединяйтесь к подписчикам!Оформить подписку

Наверх

Секреты успеха финских школ. Часть 1

Продолжаем исследовать финскую образовательную систему. В первую очередь для того, чтобы понять, какие ближайшие альтернативы есть нашей системе образования. Прочитав книгу Тимоти Уокера «Финская система обучения», нам удалось собрать воедино картину успеха финнов на образовательном поприще.

Несколько слов об авторе. Тимоти Уокер — американский школьный учитель, который решил получить опыт преподавания в знаменитых финских школах. Этому способствовал не только его интерес к новым методикам, но и невероятные стрессы, которые он испытывал, работая буквально с утра до ночи в американской школе. Решив немного отдохнуть и обогатиться ценным опытом, он поехал в Хельсинки, где устроился учителем в школе с углубленным изучением английского языка. О том, что ему удалось узнать, проработав несколько лет в Финляндии, он и написал свою книгу. 

Из этого обзора вы узнаете 7 фактов о том, почему финские школы считаются одними из самых лучших в мире, почему они стали таковыми, и как детей учат в Финляндии. 

1. С чего все началось? 

Дело в том, что еще несколько десятилетий назад никто даже подумать не мог, что финны станут лидерами в области школьного образования. Эта северная европейская страна была если не аутсайдером, то темной лошадкой, которая практически никак не проявляла себя на мировой арене. Однако главная причина тому — невероятная скромность самих финнов. Эти ребята не привыкли выставлять свои достижения на показ. А достижений у них за все время набралось уйма. В 2000х среди школьников был проведен мировой тест по оценке образовательных достижений учащихся. Что же он выявил? Кто победил? Нет, не Англия с её хвалеными школами. И даже не США с их агрессивно-правильной политикой во всем. Победила маленькая Финляндия. Школьники этой страны показали самые высокие результаты. С тех пор проводились еще тесты и финны всегда были в числе первых. Так, совершенно неожиданно, финская система образования стала на путь славы. Сейчас за опытом к финнам ездят со всего мира, в том числе и из США. 

2. Расслабленная атмосфера

Обучение в финских школах абсолютно расслабленное. Никто не гонится за тем, чтобы усвоить максимум информации за минимум времени. Финны руководствуются философией — всему свое время. А чтобы лучше усвоить знания, нужны перерывы. Поэтому перемены в финских школах длинные — 15 минут. Во время перемен дети обязательно выходят на улицу, чтобы размяться и подышать воздухом. Погода не играет роли: если на улице не минус 15, все добровольно идут играть на школьном дворе. 

3. Отсутствие бюрократии

Учителя не страдают от повышенной нагрузки и не вымещают свой стресс на учениках. Хотя все строго придерживаются учебных планов, но никто в Финляндии не гонится за бюрократией, никто не заставляет заполнять, как в наших и во многих других школах по всему миру, уйму отчетности. 

4. Привилегии учителей

Учителям в Финляндии живется хорошо. Помимо большой зарплаты — более 3000 евро, — и уважения со стороны общества, у них много свободного времени. На работу уходит всего 24-28 часов в неделю, плюс некоторое время на планирование. Учителя в Финляндии очень редко остаются в школе, когда рабочее время закончилось. Не считается постыдным уйти ровно в 4-5 вечера. Семья и личная жизнь тут намного дороже стресса и бессмысленных переработок. Автор книги, будучи американским учителем, некоторое время пребывал в полном недоумении. Как так? Почему они все убегают из школы, как только прозвенел звонок? В Америке так не принято, многие учителя остаются в школе до самого вечера и приходят намного раньше начала уроков. Долгое время автор по привычке сидел в школе до поздна, пока директор не начала мягко намекать на то, что его место дома со своей семьей, а выполнить свою работу он всегда успеет. 

5. Ответственность и самостоятельность детей

В финской школе учителя стараются работать над чувствами самостоятельности и ответственности у детей. Поощряется инициатива. Удивительно, но дети там настолько сознательные, что сами ходят домой, принимают ответственные решения, контролируют без помощи взрослых многие аспекты своей жизни. Автор рассказывает, что однажды зашел в класс к другому учителю и увидел, как первоклашки держат в руках иголки — у них был урок шитья. Автора это повергло в шок, мало ли что дети могут сделать с этими иголками. Однако финский учитель посетовал, что иголки недостаточно острые. Удивительно, но никто из детей не баловался и все использовали иголки по назначению. 

6. Подготовка к реальной жизни

Что больше всего нас удивило — это то, что во многих финских школах существуют программы, по которым детей готовят к реальной жизни! В Финляндии детям рассказывают о том, что такое деньги, как с ними обращаться. Есть даже специальные события, которые имитируют реальную жизнь: школа арендует какую-то площадь и дети весь учебный день живут, как взрослые люди: кто-то «работает» менеджером, кто-то продавцом или курьером и т.д. Дети «совершают» сделки, платят зарплаты, покупают и продают. Это просто невероятно! Кроме того, детей обучают экономике, и как все функционирует в реальной жизни. Например, разбирают такую задачу: «Есть муниципальная библиотека. Как вы думаете, откуда она получает финансирование?». Все это, на наш взгляд, поднимает детскую осознанность до невероятного уровня. 

7. Легкое домашнее задание

В Финляндии не существует каких-либо нормативов и стандартов по домашнему заданию. Это не значит, что его нет, но каждый учитель дает объем заданий на свое усмотрение. И, что немаловажно! Домашнее задание должно быть легкое, чтобы ребенок без помощи родителей сам смог с ним справиться. Домашних заданий немного и они занимают у ребенка не очень много времени. 

Комментарии

В книге Тимоти Уокера еще много интересного о финской системе образования. Он пишет о том, почему финны очень часто проводят уроки на природе. Рассказывает об интересной системе летних лагерей в конце учебного года. Раскрывает секреты анти-буллинговой программы, которая действует в финских школах. Объясняет, почему учитель в Финляндии — это скорее тренер, нежели «говорящая голова». И описывает очень интересный эксперимент, в рамках которого ученикам полностью отменили домашнее задание и предоставили полную свободу на уроках.

Из достоинств книги хочется отметить простое изложение. Недостатками, пожалуй, служит излишнее многословие автора. 

Вторая часть о финской образовательной системе — тут.

Похожие статьи

10 удивительных фактов о Nutella, которые вы могли не знать

«Внутри серой зоны» — обзор книги доктора Эдриана Оуэна

Стать собой