Наверх

Секреты успеха финских школ. Часть 2

Наша прошлая статья о финской образовательной системе набрала очень много положительных откликов, поэтому мы решили написать продолжение.

На этот раз расскажем о том, почему финны очень часто проводят уроки на природе; как работает их антибуллинговая программа; почему учитель в Финляндии — это скорее тренер, нежели «говорящая голова»; как в одной из финских школ прошел эксперимент по отмене домашнего задания и предоставления полной свободы ученикам на уроках.

На природе

У нас создается такое впечатление, что финны — это настоящие любители природы и всего натурального. Те, кто был в Финляндии, с нами согласятся. Там просто невероятно чисто, отличная экология, все люди стараются следить за порядком как в общественных местах, так и в частных владениях. Единственный минус Финляндии — там бывает просто невероятно холодно, особенно, если вы уедете подальше, на самый север страны. Поэтому, как только начинается потепление, каждый финн считает чуть ли не своим долгом проводить как можно больше времени на свежем воздухе. Финские школы в этом не исключение — детей на переменах просят выйти на улицу, размяться, поиграть в какие-нибудь игры или просто подышать свежим воздухом. Когда погода позволяет, учитель может отправиться с детьми в ближайший прилесок и провести уроки там. Почему детям так важно быть на свежем воздухе? Дело в том, что во время уроков ребенок испытывает огромные перегрузки, ведь ему приходится усваивать очень много незнакомой информации. В какой-то момент мозг ребенка просто перестает воспринимать все, что говорит учитель и получается, что обучение проходит зря. Но во время перемен дети как будто перезагружаются. Во время движения усиливается кровообращение, кровь приливает в мозг и другие жизненно важные органы, улучшается настроение и ребенок через 15 минут уже готов вновь учиться и усваивать новые знания. Это очень хорошая практика на наш взгляд!

Финская антибуллинговая система

Для защиты от агрессии в школе финны разработали собственную систему, которую назвали KiVa («против травли»). Стратегия системы заключается в том, что ученики в рамках профилактики учатся моделировать негативные ситуации на компьютере. Кроме того, периодически в классах проводятся ролевые игры. Автор книги «Финская система обучения», Тимоти Уокер, отмечает, что огромный плюс KiVa в том, что в этой системе очень четко прописаны действия, которые следует предпринять тем, кто столкнулся с травлей. Еще интересно, что ответственными за KiVa являются не только специально обученные учителя, а еще и ученики старших классов. В случаях, когда произошел акт агрессии, все стороны собираются в специальной аудитории и стараются обсудить суть проблемы. При этом, как говорят финские учителя, у них нет задачи принудить «агрессора» извиниться. Важно именно всем вместе понять проблему, разобрать происшествие и постараться, чтобы впредь такого не происходило. Автор отмечает, что система KiVa очень эффективно работает в финских школах. Интересно, у нас сейчас есть что-то подобное?

Учитель в Финляндии — это тренер

Почему учитель должен быть тренером? Интересный вопрос. Во многих финских школах учителя стараются быть тренерами, нежели просто «говорящими головами». Что это значит? Это значит, что такой учитель берет на себя задачу не только пересказать учебный материал, а замотивировать ученика учиться, подтолкнуть его к самостоятельному решению задач. Учитель-тренер готов предоставить своим ученикам столько свободы, сколько нужно. Он не ходит по классу и не заглядывает каждому через плечо. Он старается не предлагать свои варианты решения задач, а давать намеки или находить их вместе с учениками. Причем на стороне учеников — 70% инициативы в этом вопросе. Вообще, обучение детей личной ответственности и свободе в Финляндии — это тема, достойная целой главы. В Финляндии этому обучают уже с первых классов.

Финский эксперимент

Ну и напоследок расскажем об одном очень интересном эксперименте, свидетелем которого стал автор книги. Эксперимент проводил учитель математики, который в своей программе полностью отказался от тестов и обязательных домашних заданий. Этот учитель курировал десятиклассников. То, как он проводил уроки, не было похоже ни на что. Раздав своим ученикам задания в начале уроков, он предоставлял им полную свободу действий. После этого многие ученики принимались за выполнение задач, а учитель просто ходил по классу и часто останавливался, чтобы побеседовать с отдельными учениками, которым был непонятен материал. Удивительно, но этот учитель в своей системе пошел еще дальше. Раз в шесть или семь недель он беседовал с каждым учеником и на основании этих бесед они вместе выставляли итоговую оценку! По словам учителя, обычно ученики ставили себе справедливую оценку, которую действительно заслуживали. К чему привел этот эксперимент? Конечно, он дал ученикам необходимую свободу и избавил от лишнего напряжения, которого, особенно в старших классах, и так много. Стали ученики учиться хуже? Скорее всего нет. Те, кто хотел учиться, выполнял все задания, а те, кому этот предмет не нравился, могли заниматься во время урока чем угодно, при условии, что они не мешали остальным.

Идеальный урок и учитель? Хотели бы, чтобы ваши дети так учились? Поделитесь своим мнением в комментариях в наших группах в соцсетях! (FB или VK).

На этом мы (пока!) заканчиваем тему финского образования. Если статья понравилась и оказалась вам полезной, поделитесь, пожалуйста, с друзьями. Для нас — это огромная мотивация писать для вас как можно больше полезных материалов!

Похожие статьи

Нестандартные стратегии для изменения карьеры

Чем сложнее система, тем более она уязвима

Шесть правил стратегии выбора