Признаки плохой организационной стратегии
Сегодня понятие «стратегия» используют довольно широко. Под стратегией понимают комплекс маркетинговых мероприятий, реализацию видения руководителя или амбициозной цели, долгосрочный план развития компании.
В книге «Хорошая стратегия, плохая стратегия» Ричард Румельт отстаивает идею, что хорошая стратегия — это не просто громкие призывы, высокие цели или реализация видения. Хорошая стратегия означает четкое понимание проблем и выработку конкретных методов их преодоления. Чем сложнее проблема, тем важнее роль стратегии.
Хорошие стратегии — скорее исключение
По наблюдениям автора, в мире бизнеса хорошие стратегии являются скорее исключением, чем правилом. Часто стратегией называет то, что ей не является, а за хорошую принимают плохую стратегию.
Плохую стратегию можно выявить по нескольким основным признакам
Первый признак — «вода», пустословие, выдаваемые за высокоинтеллектуальный подход, стратегические понятия и рассуждения. О нем скажут напыщенные речи, новомодные термины, иногда даже эзотерические идеи, понятные лишь «избранным».
Второй признак — неспособность выявлять и решать проблемы. Если компания не может определить свои проблемы, то не сможет и выработать стратегию.
Третий признак — подмена стратегии целью. По наблюдениям автора, часто плохие стратегии представляют собой декларацию желаемого, а не конкретные планы по преодолению препятствий.
Четвертый признак — плохие стратегические подцели. Руководитель устанавливает стратегическую цель как средство достижения конкретного результата. Если установленная руководителем цель не решает основных проблем организации или вообще недостижима, это явно плохая цель.
Стратегия — не панацея
Стратегия неразрывно связана с пониманием трудностей организации, она необходима для борьбы с ними. Если проблемы не сформулированы, то невозможно ни оценить качество стратегии, ни улучшить ее. Без выявления и анализа стоящих перед организацией проблем у компании нет стратегии. За нее принимаются либо цели, либо бюджеты, либо желаемые результаты.
Часто в плохих стратегиях обозначаются цели и желаемые результаты, но игнорируются практические меры для их достижения. Руководитель компании может заявлять о цели увеличения ежегодного дохода и прибыли на 10%, но никак не обозначать меры по достижению желаемых результатов.
Не стоит путать ежегодное планирование с выработкой стратегии, даже если планы называются стратегическими
Большинство корпоративных стратегических планов представляют собой просто долгосрочные бюджеты, дополненные прогнозами. Планирование — важный элемент управления любой компанией, но название «стратегический» формирует у сотрудников ложные ожидания, будто сам факт составления стратегического плана приведет к выработке стратегии.
В основе плохой стратегии лежат ошибочные суждения и ошибочная логика
Наиболее распространенная ошибка при выработке стратегии — относиться к ней как к методу достижения целей, а не как пути решения основных проблем.
Еще один ключевой признак плохой стратегии — отсутствие внимания к основным проблемам и трудностям организации. Часто в плохой стратегии отсутствует фокус на главном, руководители пытаются примирить множество противоречивых требований и интересов.
Подробнее о главных выводах книги Ричарда Румельта читайте в нашем спринте.


