Принцип удовольствия
При исследовании благополучия принято выделять две основные его категории: хорошее самочувствие в конкретный момент времени и хорошее отношение к своей жизни в целом. Этим двум составляющим часто присваивают термины Аристотеля: первую категорию чувств Аристотель называл «гедонией» — приятным ощущением. Под второй, «эвдемонией», понимается общая удовлетворенность жизнью и реализация потенциала. Однако исследования заставили усомниться в обоснованности такого разделения. Глава лаборатории нейронаук в области психического здоровья в Кембриджском университете и автор книги «Сбалансированный разум» (скоро выйдет спринт) Камилла Норд указывает, что эти две традиционные категории благополучия имеют очень много общего. Исследования показали, что люди, испытывающие больше удовольствия от повседневной жизни, также отмечают и более высокую удовлетворенность жизнью — переживание эвдемонии переплетается с гедонией. В исследованиях людей со всего мира эвдемония и гедония так сильно коррелируют друг с другом, что их невозможно измерить отдельно. Таким образом, удовольствие и удовлетворенность жизнью, хотя мы различаем их в теории, на практике отражают один и тот же всеобъемлющий конструкт благополучия.
Способность искать
Более того, способность искать и испытывать удовольствие — ключ к психическому здоровью. Это не значит, что нужно испытывать удовольствие постоянно или что подойдет любое удовольствие, даже опасное, но есть преимущества в том, чтобы быть немного гедонистом, поскольку регулярное получение удовольствия прочно ассоциируется с лучшим психическим состоянием. У людей, которые испытывают мало удовольствия в повседневной жизни, общий рейтинг удовлетворенности жизнью, как правило, низкий. Чем больше удовольствия человек испытывает в повседневной жизни, тем выше он оценивает свое благополучие. Ангедония, неспособность испытывать удовольствие и потеря интереса к ранее приятным занятиям, является симптомом психических расстройств, предшествует им и ускоряет их развитие. Наша способность предвидеть, представлять и извлекать уроки из удовольствия может быть защитным фактором от ухудшения психического здоровья, а ангедония — предупреждающим сигналом о том, что наше психическое здоровье под угрозой. Однако совет «добавить больше удовольствия» вряд ли вызовет что-то кроме раздражения у человека, страдающего от депрессии. Поэтому в отношении удовольствий гораздо эффективнее профилактика, мониторинг своего «уровня удовольствий».
Учение Эпикура
Эти выводы удивительным образом пересекаются с тем, чему учил древнегреческий философ Эпикур. Вот уже более двух тысяч лет у людей есть доступ к хорошо проработанной философской системе, во главе которой стоит принцип удовольствия. Эпикур считал удовольствие благом, мотивом наших действий, мерой, по которой мы судим о разных вещах. В книге «Как быть эпикурейцем» профессор философии Кэтрин Уилсон рассказывает о том, чем учение Эпикура может быть полезно современному человеку. Многие прозрения эпикурейцев предвосхитили будущие великие научные открытия. Однако важнее всего то, что учение эпикурейцев может дать ответы на вопросы, мучающие и современного человека: об отношениях, любви, смерти, деньгах, о том, почему мы страдаем зависимостями, о политике, морали, о том, как построить справедливое общество, о работе, о том, как прожить хорошую жизнь и как сделать правильный выбор.
О главных идеях книги читайте в нашем спринте.