Препятствия для масштабирования
Масштабирование — популярное в мире бизнеса слово. Под ним обычно понимают набор приемов, которые помогают компаниям очень быстро расти, привлекать клиентов и увеличивать капитализацию. Однако это слишком узкое определение, которое мешает пониманию сути явления.
Эффект напряжения
Автор книги «Эффект напряжения», экономист Джон Лист, работал над общественно полезной инициативой — созданием в одном из не самых благополучных пригородов Чикаго дошкольного учреждения. Целью инициативы было повысить успеваемость и, следовательно, расширить будущие возможности детей в жизни. Одновременно автора пригласили на работу главным экономистом в Uber, где он должен был анализировать проекты по развитию компании. Автор понял, что, несмотря на то что две его работы кажутся совершенно разными, у них есть нечто общее — масштаб. Масштаб нужен как бизнесу, так и полезной общественной инициативе. Без масштаба даже самая прекрасная идея не распространится, никто не узнает о ней, она ни на кого не повлияет.
Изменить понимание термина «масштабирование»
Лист предлагает понимать масштабирование как успешный перенос идеи из небольшой группы на гораздо большую. Именно идеи, которые масштабируются, меняют мир и жизни людей и именно они достойны воплощения. В бизнесе масштаб проявляется в росте, в дошкольном учреждении — это перенос успешной модели обучения с одного учреждения на другие. За технологическим прогрессом, инновациями, общественными движениями стоит успешное масштабирование.
Переход от малого к большому совершить сложно, и очень многим он не дается. Речь не только о провалившихся стартапах, но и о впустую потраченных государственных средствах на дорогостоящие, но не окупившиеся проекты. Программы и инициативы могут успешно работать в малых масштабах, но попытки сделать их большими приводят к краху, будто в них падает напряжение.
Пять препятствий для масштабирования
Как сделать так, чтобы напряжение сохранялось, чтобы идея распространялась и масштабировалась? Дело в определенных факторах и закономерностях. Джон Лист выделил пять препятствий для масштабирования, которые приводят к перепадам напряжения и не дают идеям распространяться.
Первое препятствие — ложные срабатывания, когда напряжения не было изначально, хотя первые данные были обнадеживающими.
Второе — переоценка потенциала идеи к масштабированию.
Третье — неправильное понимание роли немасштабируемых ингредиентов — уникальных факторов, которые невозможно воспроизвести в масштабе.
Четвертое — непредвиденные последствия, побочные эффекты, которые мешают масштабированию.
Пятое — идея оказывается слишком дорогостоящей для поддержания масштаба.