Удвоение и бессрочный тариф! Период действия предложения ограничен. Успейте подписаться!Оформить подписку

Наверх

Почему планирование должно быть медленным

В книге «Как делаются большие дела» Бент Фливбьерг и Дэн Гарднер описывают ловушки, в которые могут попасть руководители проектов, как больших, так и маленьких. По подсчетам авторов, больше 90 процентов грандиозных задумок превращаются в долгострой, многократно превышают бюджет или тем или иным образом ничем не кончаются. И такова судьба не только крупных проектов, но и куда менее грандиозных, вроде своевременного окончания работы, открытия небольшого собственного дела или организации научной конференции.

От нуля до 100 миллиардов. Кейс из Калифорнии

В 2008 году правительство Калифорнии провело референдум среди калифорнийцев: одобряют ли они строительство железнодорожной ветки от Лос-Анджелеса до Сан-Франциско. Поездка на скоростном поезде занимала бы чуть больше двух часов, примерно столько же, сколько на самолете с учетом регистрации, сдачи и получения багажа и так далее. Комфортабельный поезд проезжал бы живописные долины, пассажиров угощали бы вкусным завтраком и кофе. Эта ветка соединила бы два города и Силиконовую долину. Стройка велась в разных частях маршрута, но проект все время откладывали, планы меняли, расходы росли. Сначала их оценили в 43 млрд, затем около 70, потом дошли до 100 млрд, но это не окончательная стоимость, считают некоторые. Этот случай не является исключением, так заканчивается большинство крупных проектов.

Фаза предварительной подготовки

В каждом большом проекте есть фаза предварительной подготовки, когда ответственные лица строят планы и принимают решения. Это психологический фактор. Кроме того, внутри проекта люди конкурируют за должности, ресурсы и власть. Собственно, власть является вторым движущим фактором проекта, когда генеральный директор или политик применяют ее, чтобы двигать дело вперед. В каждом проекте, от самого крупного до самого малого, присутствуют эти два фактора.

Энтузиазм в самом начале — плохой признак 

Работа над калифорнийским поездом в никуда была начата с энтузиазмом. Но постепенно возникли проблемы, дело начало стопориться. Это вызвало новые проблемы, а те, в свою очередь, еще сильнее замедлили процесс. Дело затягивалось все больше. Это классический пример девиза «Думай быстро, действуй медленно», по мнению авторов, и он характерен для большинства неудачных проектов. С успешными проектами все обстоит наоборот.

Медленное планирование

Пусть планирование будет медленным — это относительно недорогой этап. В легендарной студии Pixar режиссеры могут тратить годы на придумывание очередного мультфильма, на этой стадии их никто не торопит. Они могут придумать детализированный сценарий, протестировать его — и тогда производственный процесс пройдет гладко. 

Подробнее о главных выводах книги читайте в нашем спринте!

Похожие статьи

Бесконечная подписка снова на MakeRight

Высококонтекстные и низкоконтекстные культуры

8 самых важных книг к 8 марта