Наверх

Перестаньте верить во всякую чушь

Сегодня расскажем о том, как научиться фильтровать информацию в мире больших данных и фальшивых новостей. И помогут нам в этом несколько важных идей из не изданной на русском книги ученых Карла Т. Бергстрома и Джевина Д. Уэста «Называя чушью». 

На устранение чуши нужно больше ресурсов, чем на ее создание

Одно из самых важных последствий распространения чуши — так называемый закон Брандолини: «Количество энергии, необходимое для опровержения чуши, на порядок больше, чем то, что требуется для ее создания». Гораздо легче и дешевле придумать и распространить дезинформацию, чем доказать, что она не соответствует действительности, и разгрести ее последствия. 

Само устройство современной информационной среды подталкивает людей к генерации чуши

Теперь получили возможность быть услышанными представители маргинализированных групп, которым раньше для этого не хватало ресурсов. Интернет может удовлетворить то, что называется «длинным хвостом» интересов, и объединить поклонников самых редких и необычных идей. 

Задача распространителя чуши — убедить другого в чем-то, а не привести к истине

Человек, несущий чушь, стремится манипулировать слушателем с помощью риторики, лишних деталей, данных, примеров, цифр или графиков. Его задача — привести слушателя или читателя не к истине, а к нужным выводам или нужному восприятию. 

Склонность находить закономерности делает нас уязвимыми перед манипуляциями с информацией

Мы везде стараемся искать закономерности, это качество развилось в ходе эволюции. Оно помогало нам избегать опасностей, добывать пищу, общаться окружающими. Но эта же склонность заставляет нас делать поспешные выводы и доверять манипуляторам. Не всегда в этом кроется злой умысел, часто это происходит по недомыслию, когда люди берут свидетельства связи между двумя вещами в качестве доказательства их причинности и пытаются убедить других, что одно вызывает другое.

 

В эпоху, когда информации стало настолько много, что определить, где правда, а где ложь, крайне затруднительно, вы просто обязаны прочитать книгу ученых Карла Т. Бергстрома и Джевина Д. Уэста «Называя чушью». На русском она не издана. Спринт книги в аудио- и текстовых форматах есть в нашей библиотеке! 

Похожие статьи

Признаки плохой организационной стратегии

Прошлого не вернуть, а будущее туманно

Если вы стимулируете количество, убедитесь, что из-за этого не пострадает качество