Месяц знаний в самом разгаре! Самые приятные скидки для вас!Подписаться

Наверх

От нашей внутренней обезьяны не убежать и не спрятаться

В любом человеке сидит внутренняя обезьяна, занимающая свое место в природе. Франс-Де Вааль, всемирно известный нидерландский приматолог и этолог, давно планировал соотнести свой огромный опыт изучения приматов и человеческое поведение. По его мнению, две породы обезьян, шимпанзе и бонобо, наиболее полно демонстрируют качества, присущие человеку, правда, каждый на свой лад. 

«Наша внутренняя обезьяна» — книга, написанная автором с большой любовью к своему делу, которая читается на одном дыхании. Де Вааль видит все стороны нашей натуры, и, как ни странно, ему, ученому-приматологу, прекрасно удается разглядеть человека во всей его красе. 

Несколько важных идей из его великолепной книги.  

Человек объединил в себе и жестокость, и доброту

Мир брутальных шимпанзе — это мир альфа-самцов, бонобо мягкие и гибкие. И это меняет представления о человеческом характере, согласно которым наши предки, подобно шимпанзе, только и делали, что дрались за власть и завладевали самками, не спрашивая их согласия. 

И животным, и человеку присущ социальный инстинкт, который сильнее агрессии и жестокости

Даже у агрессивных шимпанзе есть система сдержек и противовесов и регуляция отношений в племени, причем не в пользу насилия. Поэтому и человек, как существо, наделенное социальным инстинктом, вовсе не обречен на эгоизм, коварство и жестокость, считает автор.

Борьба за власть свойственна как людям, так и обезьянам

И люди, и обезьяны, ощущающие собственную силу, упорно стремятся к власти и прибегают для этого к похожим уловкам. Чтобы свергнуть альфа-самца и занять его место, обезьяны объединяются в пары, потому что знают: в одиночку не справиться.

Как у людей, так и у бонобо секс связан не только с деторождением

Бонобо называют самыми раскрепощенными приматами. Они занимаются сексом где и когда хотят, главное — чтобы никто не злился по этому поводу. Любой может подойти и принять участие в сексуальной игре, за которой с одобрением наблюдают члены группы.

Как и обезьяны, люди ценят жизнь тех, кто вне их группы, меньше, чем тех, кто внутри

Шимпанзе не вступают в открытый бой со всей соседней общиной, а постепенно, тайными налетами, убивают ее самцов по одному, пока не останутся только самки и дети. После чего они захватывают и территорию, и самок. Такие тайные войны могут вестись по 10–12 лет. Это целенаправленные и преднамеренные убийства, ничего общего не имеющие с агрессией внутри группы.

***

Книга написана с огромной любовью как к животным, так и к человеку. Но эта любовь не слепая: де Вааль видит все стороны нашей натуры, и, как ни странно, ему, ученому-приматологу, прекрасно удается разглядеть человека во всей его красе: и в дикости, и в сострадании, в любви и в ненависти, в соперничестве и сотрудничестве — во всех тех качествах, что мы унаследовали от обезьяньих предков.

Похожие статьи

Месяц знаний в самом разгаре

Глубокое чтение

Миг осознания собственной бездарности как проблеск гениальности