Основные ошибки стартапов: на ранних и поздних стадиях
Почему стартапы терпят поражение? В своей книге «Why Startups Fail» (на русском не издана) Том Айзенманн, профессор делового администрирования в Гарвардской школе бизнеса, выделяет шесть основных сценариев, которые приводят компанию к краху.
Первые три ошибки относятся к ранней стадии существования компании
— Хорошая идея, плохие товарищи. У стартапа может быть хорошая идея, бизнес-план и рыночные возможности, но проблемы с поставщиками ресурсов — членами команды, внешними инвесторами и партнерами, могут свести на нет все преимущества.
— Преждевременные запуски. Многие основатели стартапов слишком рвутся вперед и слишком увлечены своей идеей, чтобы заметить то, что не согласуется с их видением.
— Ложные срабатывания. Это происходит, когда стартап получает хорошую реакцию от первых клиентов и переходит к очень быстрому росту.
А вторые — к поздней
— Ловушка скорости. Быстрый рост и успехи по привлечению средств в таких стартапах сменяются насыщением первоначальных рынков, внутренними раздорами, замедлением и падением.
— Требуется помощь. В этом случае стартапу удается поддерживать соответствие продукта рынку, но слишком быстрый рост приводит к нехватке ресурсов
— Каскадные чудеса. Эта категория ошибок характерна для стартапов особого типа — крайне амбициозных проектов, которые требуют радикального изменения технологий и покупательского поведения.
В книге Тома Айзенманна «Почему стартапы терпят поражение» удачно сочетаются теория и практика: в каждой главе автор разбирает историю одного или нескольких стартапов, их неудачных шагов и последствий, а также дает практические советы о том, как снизить риск неудачи. Тем, кто заинтересован в создании собственного бизнеса, а также профессиональным управленцам рекомендуем к прочтению.