Одним всё, а другим — ничего
У Ха-Джун Чанга, корейского экономиста, писателя и автора книги «Злые самаритяне», есть любопытные идеи на этот счет.
Распространено убеждение, что одни культуры (например, протестантская) более склонны к процветанию, чем другие. Считается, что разные культуры воспитывают в людях разные ценности, которые влияют на экономическое поведение. Поэтому некоторые культуры процветают, а другие обречены на бедность. Именно особенности национального характера якобы приводят к тому, что свободная торговля не пошла во благо бедным странам.
Автор не считает, что способность к экономическому развитию зависит от культурных особенностей. Методы неолиберальной экономики не работают, потому что они неэффективны, а вовсе не из-за каких-то «дефектов» в характере жителей той или иной страны.
К примеру, многие черты мусульманской культуры (концентрация на загробной жизни, милитаристские идеи, ограничение деятельности женщин и нетерпимость к разнообразию) считаются препятствием к экономическому развитию. Если посмотреть на экономическую ситуацию в Афганистане или Ираке, с этим утверждением будет сложно не согласиться. Но оно не сможет объяснить, почему другие страны с мусульманской культурой (такие как Саудовская Аравия или Кувейт) процветают. Тем более оно не сможет объяснить, как в Индонезии и Танзании президентами стали женщины. Автор предлагает обратить внимание на другую сторону мусульманской культуры.
Ислам исторически был веротерпим, благосклонен к торговле и поощрял образование.
До определенного момента женщины в исламе обладали большими правами, чем женщины христианского мира, они могли обладать имуществом, заниматься бизнесом и разводиться. После падения Римской империи именно исламский Багдад на несколько веков стал центром культуры и просвещения. Арабские страны в свое время опережали остальной мир в науке и медицине. Можно также обратить внимание на индийскую культуру, которая, как кажется, при своей сосредоточенности на духовных аспектах жизни и смерти вообще не подходит для экономического развития. Но после освобождения от британского владычества, Индия показывает впечатляющие экономические результаты. Автор считает, что степень экономического развития зависит не от культурных особенностей, а от экономической и политической ситуации в регионе. Так, Афганистан был процветающим государством, пока существовал Великий Шелковый путь.
К тому же культура очень быстро меняется под воздействием экономической ситуации. В начале XX века граждане западных стран, проживавшие в Японии, отзывались о японцах как о крайне ленивых, беспечных, безынициативных и чересчур эмоциональных работниках. Точно так же до середины XIX века жители различных европейских стран отзывались о немцах, но их к тому же считали еще и туповатыми, жуликоватыми и крайне недисциплинированными. Как только Япония и Германия столкнулись с экономическими изменениями, культура жителей этих стран начала меняться, и сейчас никто не назовет японцев или немцев туповатыми или недисциплинированными. Культура может поменяться и в негативном ключе, если у общества нет перспектив на будущее. Несколько столетий экономической стагнации превратили многие толерантные и процветающие мусульманские страны в бедные, религиозные и нетерпимые.
О нас
MakeRight — сервис ключевых идей из бестселлеров литературы по бизнесу, личной эффективности, психологии и саморазвитию. 720+ материалов в библиотеке. 520+ аудиоверсий. Ключевые идеи книг, которые ещё не изданы на русском.
Оформите подписку и заряжайтесь идеями отборных книг каждый день!