Новые рабовладельцы
Наше внимание меняется не из-за нашего бездумного поведения, а под воздействием агрессивных сил в обществе в целом. Если кто-то лично найдет в себе силы оторваться от всего этого, то это все равно не изменит общую картину. Пишет в своей новой книге «Украденный фокус» Йоханн Хари.
Сегодня воздействовать на человека с помощью технологий можно куда успешнее любого фокусника. По информации, оставленной пользователем в социальных сетях, создается его подробный профиль, в том числе психологический, устройство его личности, десятки его характеристик. Можно заставить алгоритмы настраивать сообщения точно под этого пользователя.
Многие программисты изначально шли работать в компании, подобные Google или Facebook, чтобы творить добро. Вскоре они обнаруживали, что декларации типа «объединение людей по всему миру», «свободное пространство для общения» и тому подобные — лишь фасад, за которым скрывается главная цель: привлечение внимания. Этот принцип применяется во всех IT-компаниях.
Чем больше людей таращится в смартфоны и компьютеры, тем больше денег зарабатывают интернет-гиганты. Причем большинство их основателей запрещают своим детям пользоваться сайтами и гаджетами, которые они разрабатывают. Они отдают их в школы Монтессори, где не используются технологии.
Бессмысленно говорить IT-гигантам, чтобы они не покушались на внимание людей, потому что свои капиталы они делают именно на этом. Это равносильно предложению меньше бурить, сделанному нефтяной компании.
Всякий раз, отправляя сообщение или обновляя статус на Facebook, Snapchat или Twitter или ища что-то в Google, вы отправляете дополнительные данные о себе, которые сканируются, сортируются и сохраняются. Эти компании создают ваш рекламный профиль и продают его рекламодателям. С 2014 года автоматизированные системы Google сканируют всю личную переписку на Gmail для создания рекламных профилей. Если вы в электронном письме упомянете, что купили подгузники, Gmail будет знать, что у вас ребенок, и начнет заливать вас рекламой детских товаров. Если вы упомянете артрит, вскоре вы увидите рекламу всех средств от артрита.
Внутри серверов Facebook и Google есть рекламная модель пользователя, похожая на куклу вуду. Сначала это общая модель человека, без деталей. Затем к ней добавляются клики и лайки, все ваши поиски в Интернете. Метаданные собираются и группируются, так что кукла обретает все больше сходства с пользователем. Для каждого четвертого жителя Земли сделана такая модель.
Всякий раз, когда техническая компания предлагает что-то бесплатно, она делает это для улучшения куклы вуду.
Бесплатные карты Google содержат подробную информацию о том, куда пользователь ходит каждый день.
Алгоритмы социальных сетей и различных приложений построены таким образом, чтобы наш мозг жаждал частых вознаграждений в виде лайков и симпатий. Вы будете отрываться от своей работы и домашних дел ради лайков и ретвитов. Алгоритмы заставляют вас переключаться чаще, чем обычно, рассеивая ваше внимание. Это так же плохо воздействует на мышление, как косяк или алкоголь.
Отдельным людям удается «отцепиться» от зависимости. Другие пытаются это сделать. Они думают, что не могут изменить системы, отвлекающие внимание, так что должны заняться изменением собственного «я». Но мы не должны воспринимать эти системы как данность.
По мнению автора, если такой капитализм слежки будет запрещен на государственном уровне, в социальных сетях произойдут изменения. В свое время антимонопольная политика заставила трансформироваться Microsoft, и эти перемены были к лучшему.
Хари советует ограничить время пребывания в социальных сетях до минимума, пока в их работе не произойдут изменения.
Понравилась статья?
Отправьте небольшой донат на развитие сервиса (≈ 1 $). Или оформите подписку и получите доступ к более чем 700 книгам по бизнесу, науке и саморазвитию. Спасибо! ♥