Недостаточные старания не принесут результата, избыточные все испортят
У-вэй, древнекитайская философия недеяния, в формировании нравственности описывается китайской поговоркой «Не тяни ростки, помогая им расти».
Китайский философ Мэн-цзы считал, что не стоит предлагать людям модель нравственного поведения, которой они не смогут следовать.
Если нравственность потребует отдавать половину зарплаты на благотворительность или вообще бросить работу и посвятить себя заботе о бедных, большинство людей скорее откажутся от нравственности. Не надо требовать от них радикальных мер, это все равно что тянуть ростки руками. Чтобы добиться от людей нравственности, людям нужно предложить реальный способ воспитать ее.
Мэн-цзы предлагает естественный путь к нравственности под названием «Четыре ростка» («Четыре начала»). Это чувство сострадания и справедливости, чувство стыда и неприязни, чувство почтения и уступчивости и чувство правильного и неправильного.
Например, люди видят маленького ребенка, который вот-вот свалится в колодец. Все сначала замрут в ужасе, а потом бросятся его спасать. Не потому что хотят подружиться с его родителями, не для того, чтобы заслужить похвалу окружающих, и не затем, что им не нравятся детские крики. А потому, что им свойственно чувство сострадания — первый росток. Если о нем правильно заботиться, он превратится в настоящие человеколюбие и милосердие.
Второй росток — чувство стыда и неприязни. Если голодающему дадут немного еды, но при этом с окриком и пинком, он не будет ее есть, даже если будет знать, что в ближайшие дни он еду не добудет.
Третий росток — чувство почтения и уступчивости, из которого вырастает приличное поведение.
Четвертый росток — чувство правильного и неправильного, из которого вырастает мудрость.
Ростки нравственности и Путь есть в каждом человеке, считал Мэн-цзы. Просто не каждый пытается его обнаружить.
О древнекитайской философии у-вэй, о современном ее использовании, и о силе спонтанности, вы можете узнать из нашего эксклюзивного спринта «Постарайтесь не стараться: искусство и наука спонтанности».