Наше сознание не обладает единством
Благодаря исследованиям людей с расщепленным мозгом удалось увидеть децентрализованную природу сознания.
Майкл Газзанига, один из самых известных исследователей в области когнитивной нейронауки, в своей книге «Кто за главного?» пишет о том, что оно представляет собой множество параллельно работающих систем, множественную динамичную систему, состоящую из подсистем.
Сознательный опыт — это ощущение, создаваемое множеством этих специализированных модулей, оно распределено по всему мозгу. Такой вывод подтверждает ряд других наблюдений за пациентами после операции по рассечению мозолистого тела. Пациенты не чувствуют в себе никаких изменений, потому что после операции у их левого полушария нет доступа к опыту правого и пациенты не осознают этого — левый мозг не замечает отсутствия правого. Чтобы осознавать, например, определенную часть пространства, нужна исправная работа определенной области мозга, ответственной за нее. Но если эта область не функционирует так как раньше или не может передавать сигналы, то сама часть пространства будто перестает существовать для человека. Поэтому пациенты с тяжелыми поражениями центральной нервной системы могут ни на что не жаловаться, так как та часть мозга, то есть тот модуль, который мог бы осознать проблему и пожаловаться, перестает работать.
Таким образом, наше сознание порождается работой множества распределенных по мозгу модулей, а в случае выхода из строя одного из таких модулей мы не только перестаем осознавать воспринимаемый им опыт, но и будто не замечаем утраты — модуль выбывает из конкурентной гонки за сознательное внимание, отрезается от общей сети, которая продолжает работать без него.
В нашем спринте «Кто здесь главный? Нейробиология свободы воли» вы можете узнать больше об идеях книги Майкла Газзаниги.