Наверх

Мыслить как Ричард Фейнман

Ричард Фейнман известен не только своими открытиями в области квантовой электродинамики, но и замечательными лекциями и отменным чувством юмора. Предвосхищая открытия в области поведенческой экономики, Фейнман говорил: «Первый принцип — не обманывать самого себя. Ведь вы — человек, которого вам легче всего обмануть»

Особый метод работы с информацией

Как пишет в книге  «Создание «второго мозга» Тьяго Форте, у Ричарда Фейнмана был собственный метод работы с информацией. Это метод «двенадцати любимых проблем». Каждый раз, когда вы слышите или читаете что-то новое, соотносите новую информацию с каждой из ваших двенадцати проблем, чтобы увидеть, продвигает ли вас новая информация вперед. Так сам Фейнман находил взаимосвязи между разными областями знаний, следуя за тем, что интересовало его больше всего.

12 вопросов

Форте советует сформулировать и записать двенадцать открытых вопросов, которые волнуют вас больше всего, и соотносить с ними новую информацию. Так вы сможете следовать за своими интересами и активно взаимодействовать с информацией, а не быть ее пассивным потребителем. Вопросы не обязательно должны быть грандиозными, главное, чтобы они были связаны с тем, что вас волнует и интересует. Это могут быть вопросы как о работе, так и о личной жизни. Например: «Как я могу улучшить отношения с близкими людьми?»; «Как преодолеть страх перед новым?»; «Как проводить время с большей пользой?».

Избегайте сохранять как слишком много, так и слишком мало. При сохранении статей и отрывков важно понимать, что в них ценность информации распределяется неравномерно. Чаще всего начинающие вести заметки сохраняют слишком много информации, в которой потом путаются и «тонут».

4 основных критерия

Будьте куратором информации — сохраняйте только самые ценные отрывки, руководствуясь четырьмя основными критериями.

Первый критерий: вдохновляет ли вас информация? 

Второй критерий: полезна ли информация? Плотники хранят в углу своей мастерской всякую мелочь: гвозди и обрезки, которые могут пригодиться в будущем. Вы можете сохранять цифровые аналоги таких мелочей — информацию, которая может пригодиться в будущем: статистику, таблицы, картинки, ссылки на результаты исследований.

Третий критерий: личная ли это информация? Наиболее ценная информация — ваши личные размышления, воспоминания, мысли, ваша личная мудрость, описание вашего опыта.

Четвертый критерий: удивляет ли вас эта информация? В процессе ведения заметок полезно избегать предвзятости подтверждения, то есть склонности сохранять только ту информацию, которая соответствует нашим убеждениям и которая укладывается в имеющиеся представления о мире. 

Больше полезных идей — в спринте.

Похожие статьи

Почему люди видят сны

Загадки Вселенной

Защитить бизнес от катастрофы